Сенаторы предлагают открыть центры семейного бизнеса в каждом регионе России

В Совете Федерации собрались представители более сорока предпринимательских династий

Тема: Год семьи в России

15.07.2024 16:48

Автор: Никита Вятчанин

Сенаторы предлагают открыть центры семейного бизнеса в каждом регионе России
  © пресс-служба Совета Федерации

Россия сильна своими семьями, которым под силу добиться значительных высот в самых разных областях— от промышленности и машиностроения до оказания медицинских услуг и производства здорового питания. А в некоторых сферах, как, например, в фермерском хозяйстве или производстве косметики, семейный бизнес уже занимает значительную часть рынка. Об этом 15 июля заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на торжественной церемонии открытия в палате регионов Всероссийской фотовыставки «Семейные бизнес-династии регионов России». Между тем парламентарии и эксперты говорят, что сегодня в законодательство РФ пора вводить определение семейного бизнеса и семейной компании и активнее открывать центры поддержки семейного бизнеса на местах.

Семейная компания более конкурентоспособна

Во все времена Россия славилась семейными купеческими и предпринимательскими династиями: Мамонтовы, Строгановы, Третьяковы, Рябушинские — эти и многие другие имена навеки вписаны в историческую летопись нашей Родины. Спустя столетия традиции собственного, родственного дела остаются все так же крепки.

И в наши дни в стране остается большое количество предпринимательских династий. Все богатство таких традиций отражено на выставке «Семейные бизнес-династии регионов России», которая в пятый раз была организована Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП) и начала свою работу в палате регионов 15 июля. Открывая ее, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что Россия всегда была сильна семьями, а одна из главных семейных ценностей — преемственность и передача опыта, знаний, умений. «В нашей стране немало трудовых и профессиональных династий — врачей, учителей, металлургов, шахтеров рабочих, строителей. Сегодня к ним присоединяются и предпринимательские династии», — сказала спикер.

На открытии выставки собрались представители более чем сорока бизнес-династий из тридцати регионов России. Матвиенко отдельно обратила внимание на присутствие многодетных династий — своим примером, заявила она, «вы лучше всего доказываете, что чем больше семья, тем она успешнее», и «это очень правильная многообещающая тенденция».

Во многих сферах экономики семейные предприятия занимают уже большую часть рынка — так происходит, отметила спикер, в фермерском хозяйстве, в производстве хлеба или косметики. «Думаю, это не случайно, — семейная компания по определению всегда более конкурентоспособна. За счет доверия, за счет взаимопонимания, честности, стремления работать вдолгую, чтобы передать свое дело детям и внукам. В этом особая ценность семейных династий», — отметила Матвиенко.

По ее словам, сегодня семейные предприятия становятся настоящими точками роста как для отдельных городов, районов, так и для целых регионов. И призналась: она надеется, что среди участников проекта будущие Демидовы, Строгановы, Мамонтовы — те семьи, которые были не только успешны в предпринимательстве, но и оставили значимый след в истории и культуре нашей страны. «Совет Федерации обязательно продолжит уделять этой теме пристальное внимание как палата регионов, создавать необходимые условия для того, чтобы все больше российских семей не только пробовали свои силы в бизнесе, но и добивались в этом успеха», — заверила Матвиенко.

Созвездие предпринимательских династий

Сегодня есть множество примеров, когда российские семьи вносят весомый вклад в экономику регионов. В Вологодской области династия семья Лайпановых давно и успешно занимается производством изделий из льна в своем экоателье, в Калужской области династия Дмитриевских-Хованских успешно обеспечивает солнцезащиту и текстильное оформление объектов, в Белгородской области не одно поколение семьи Ивановых трудится над производством биоразлагаемых средств и химической продукции для сельхознужд.

В Ставрополье многие знакомы с хлебобулочной продукцией под брендом «Казачий хлеб», которую производит семья Земцевых, в Кировской области семья Попеновых активно продвигает производство своих пельменей и мясных полуфабрикатов. Есть и оригинальные продукты у семейного бизнеса — например, династия Семянниковых в Пермском крае производит экоподушки. А есть и те, кто трудится в сфере инноваций: например, династия Вохомских из Новосибирской области занимается производством и монтажом геосинтетики, которая востребована особо при строительстве водных объектов

А вот семья Ширинкиных из Пермского края с 2015 года реализует проект в сфере инклюзивного дошкольного, дополнительного и начального общего образования. Их компания — многократный победитель конкурсов различного уровня в области социального предпринимательства и инклюзивного образования. И главное основание у этих достижений, как считают сами предприниматели, в том, что в семье Ширинкиных — одиннадцать детей, девять из которых являются приемными.

Есть и другие примеры, которые сегодня звучат для современной России как никогда актуально — когда родоначальником глубоких семейных традиций для российского бизнеса становятся иностранцы. Причем в социально ориентированном бизнесе. Предприниматель Наталья Коряковская, которая является основательницей сети семейных поликлиник в ряде городов Подмосковья, является продолжательницей знаменитого греческого рода Алфераки. Его родоначальник, Дмитрий Алфераки, еще в царствование Екатерины II лично участвовал в боевых морских операциях русского флота против турецкой армии. Причем снарядил один из военных кораблей за свой счет. За свои подвиги и бесстрашие по повелению императрицы он смог переехать, в числе других отличившихся особой храбростью греков, жить в Новороссию. Позже Алфераки, а также близкий к ним род Бенардаки, прославились как очень успешные в предпринимательстве люди, шедрые меценаты и благотворители. А в Таганроге, где Алфераки долгое время жили, по сей день их имена, спустя века, произносят с особой почтительностью. Хороший пример, когда за богатство людей не ругают, а вспоминают добрым словом.

И сегодня дело иностранцев, которые смогли стать русскими людьми, искренне полюбили Россию и помогали ей всеми своими талантами и силами, живет и развивается — бизнес Коряковских также является семейным, дело бережно передается из поколения в поколение.

Семейный патент уже обсуждают

Сегодня ключевые государственные документы предусматривают поддержку и развитие семейного бизнеса, программы льготного кредитования и грантовой поддержки для малых и средних предпринимателей, создание условий для обучения членов семей основам предпринимательства. Большую роль в развитии семейных предприятий и компаний играют сегодня центры семейного бизнеса в регионах — они открываются, и в Совете Федерации поддерживают их открытие. Об этом 15 июля заявила вице-спикер палаты регионов Инна Святенко на круглом столе по развитию семейного бизнеса в нашей стране. Однако такие центры, по ее словам, работают не во всех субъектах — сенатор считает, что на местах должны оказывать поддержку в создании таких центров.

«Еще одна форма поддержки, которая обсуждается сегодня в экспертных кругах, — введение специального налогового режима, так называемого семейного патента, который позволит оформлять всех членов семьи с минимальной налоговой административной нагрузкой», — отметила Святенко.

В свою очередь глава ТПП России Сергей Катырин сообщил, что уже в девяти субъектах РФ приняты региональные законы по развитию семейного бизнеса. А в более чем 50 регионах при местных торгово-промышленных палатах уже действуют общественные центры для поддержки семейного бизнеса. Все это, подчеркнул он, делается в содружестве с сенаторами РФ.

Между тем у семейного бизнеса есть ряд проблем, которые не решить за счет уже действующих правовых инструментов. Катырин обратил внимание, что в законодательстве РФ нет определения, что такое «семейный бизнес» и что можно называть «семейными компаниями». Также, по его словам, есть и проблемы, которые связаны с наследованием семейного бизнеса, — не все наследники хотят продавать дело своих родителей-бизнесменов. «Иногда это касается крупных компаний с большим количеством рабочих мест и чья работа затрагивает интересы государства», — заметил он.

Читайте также:

• Депутат Кузнецова назвала главные критерии для повышения демографии