Сенатор Пушков рассказал, когда завершится конфликт России и Запада
В Совете Федерации считают, что нам нужна долгосрочная информационная стратегия действий на постсоветском пространстве
В условиях «большого разрыва» нашей страны и коллективного Запада бывшие республики СССР, а ныне отдельные государства стали зоной повышенной и даже агрессивной конкуренции за влияние. Чтобы сохранить отношения с соседями на переломе эпох, России надо выработать комплексную стратегию действий в постсоветском медиаполе и такая деятельность должна стать одним из внешнеполитических приоритетов. Об этом заявил глава комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Теория «большого разрыва»
Тезис «куда они от нас денутся», который в свое время лихо сформулировал президент Борис Ельцин, сегодня перестает работать. На заседании комиссии по информационной политике в Совете Федерации ее глава, сенатор Алексей Пушков призвал избавиться от мифологического мышления о том, что государства-соседи нас по-прежнему воспринимают в контексте общего советского прошлого. В условиях «большого разрыва» России и Запада, отметил он, постсоветское пространство стало зоной повышенной конкуренции держав за влияние. Наиболее агрессивно в этом проявляет себя Запад — его экспансия в страны Центральной Азии и Закавказья, не говоря о Прибалтике, Украине и Молдавии, набирает обороты именно потому, что речь идет о странах, граничащих с РФ. И западное влияние в них, как считают в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, может стать ключом к дестабилизации внутри России.
«С Западом у нас конфликт долгосрочный, и предположить ситуацию, при которой он быстро разрешится, практически невозможно. Для этого надо, чтобы одна сторона уступила и отказалась от своих позиций, что на сегодняшний день мы не видим — никто отступать не намерен. Мы входим в период очень длительного противостояния с Западом», — сказал Пушков.
Он пояснил, что формы такого противостояния могут быть разными, они не исключают переговоров по наиболее острым проблемам, касающихся, например, ядерного оружия или ограничений на развитие новых видов вооружений. Именно поэтому Россия должна обратить самое пристальное внимание на ближайшее зарубежье — страны, которые имеют для нас особое значение в экономическом, культурном, историческом и политическом плане.
«Нас очень многое с ними объединяет - это правда. Но как только государство становится суверенным, оно ищет свои собственные начала на мировой арене, ищет новых партнеров. И сегодня нам необходимо определить методы, способы и направления работы, чтобы не потерять постсоветские страны как партнеров, как экономических и военно-политических союзников», — заявил сенатор.
А тревожные сигналы уже есть. По данным специалистов из российского Национального исследовательского института развития коммуникаций, за последний год в странах постсоветского пространства отношение к РФ либо осталось на прежнем уровне, либо ухудшилось. И если дальнейшее падение рейтинга дружественности к России на Украине (рейтинг -89,6, минус 6 пунктов) или Эстонии (-57,7, минус 6 пунктов) и даже обвал показателей в Молдавии (-16,2, минус 24 пункта) в целом не вызывают вопросов, то снижение дружественных к России настроений в политически успешном Азербайджане (50,1, минус 7 пунктов) и в опорном для нас с точки зрения транзитных путей Казахстане (50, минус 8,5 пункта) является серьезным указанием на закрепление негативных для нас тенденций.
Войны ближайшего будущего
Во многом такие неприятные для России тенденции связаны с активной работой с нашими географическими соседями западных НКО и СМИ через соцсети и блогеров. Их основная цель — молодежь на постсоветском пространстве, которая выросла в новых условиях и уже не ищет вдохновения в общей с Россией истории, а опирается на национальные или внешние, в основном западные, источники информации. Вот почему сегодня молодые казахи, узбеки, грузины или армяне перестали быть естественными носителями преемственности между советским прошлым и постсоветским настоящим.
Поэтому перед Россией, заявил Пушков, стоит задача формирования комплексной информационной стратегии действий на территории государств-соседей. Тем более что их население еще активнее, чем раньше, обрабатывается западными медиа и некоммерческими объединениями, включая, кстати, те, что у нас в стране признаны иноагентами или нежелательными организациями. «Нам недостаточно создать, допустим, телеканал, который будет там вещать, или радио, нужны комплексные скоординированные усилия министерств в управлении, скажем, системой предоставления грантов, в создании собственных неправительственных организаций, которые будут достаточно свободно работать с представителями этих государств и в самих этих странах. Мы находимся перед необходимостью создания новой системы нашего информационно-культурного присутствия в ближнем зарубежье», — заявил сенатор.
Ситуация с нашим присутствием на постсоветском пространстве, считает он, еще некритическая. Но может в такую превратиться, если работа в этом направлении не станет одним из внешнеполитических приоритетов России, уверен Пушков.
В МИД поддерживают идею и считают, что главными факторами в информационной работе с государствами-соседями должны быть долгосрочность, работа с молодым поколением и пониманием беспрецедентной жесткости в наших отношениях с Западом, заявил на заседании в Совете Федерации замминистра иностранных дел Михаил Галузин. А официальный представитель МИД Мария Захарова отметила, что «растущее значение приобретает широкое позитивное освещение процессов евразийской интеграции и процессов на территории СНГ». При этом она рассказала, что в западном экспертном сообществе уже сегодня делают доклады, как победить в новых информационных войнах. В одной из таких работ, датированных 2023 годом, отметила она, делается вывод: к 2030 году исход военных конфликтов будет определять применение цифровых технологий в ходе информационных войн.
Авторы этого исследования прямо говорят, что следующие войны будут вестись по двум сценариям. «Первый — это тлеющий конфликт, когда принимаемые противоборствующими сторонами меры, в том числе в рамках гибридных информационных войн, приводят к медленному изменению мышления противника до того момента, пока у него не пропадут силы и желание сражаться. Второй — взрывная война с применением методов информационного воздействия, главная цель которого не дать противнику вовремя сосредоточить силы для сопротивления», — рассказала Мария Захарова.
Читайте также:
• Джабаров: Прямой конфликт с НАТО может привести к ядерной войне • Александр Рар: Легкомыслие европейцев в отношении России может привести к третьей мировой войне
Ещё материалы: Алексей Пушков