Одна из инициаторов его разработки, депутат Государственной Думы Салия МУРЗАБАЕВА рассказала об основных причинах, побудивших к принятию подобного правового акта.
Депутат Салия Мурзабаева в Комплексном центре обслуживания населения «Изгелек» (Уфа), в одном из отделений для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Вопросом о борьбе с домашним насилием и его профилактикой я занимаюсь достаточно давно. И если внимательно посмотреть, то окажется, что у каждого есть друзья, соседи, просто знакомые, которые подвергаются тому или иному виду насилия, ребенок, с которым жестоко обращаются родители и т.д. В России 40 процентов тяжких насильственных преступлений совершается в семье. По официальной статистике МВД, ежегодно около 10 тысяч женщин погибают от рук мужей или других близких, 26 тысяч детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, а 2 тысячи несовершеннолетних от жестокого обращения взрослых кончают жизнь самоубийством. Сейчас на учете в полиции стоит около 200 тысяч семейных дебоширов. И статистика этих преступлений растет.
С этой проблемой я сталкиваюсь уже на протяжении многих лет и прекрасно понимаю женщин, пожилых людей, детей, подвергающихся насилию. Бывают такие ситуации, что иногда не может помочь ни один существующий закон! Парламентский женский клуб Республики Башкортостан, председателем которого я являюсь, неоднократно поднимал вопрос необходимости регулирования проблемы семейно-бытового насилия на законодательном уровне. В 2011 году мы изучили законопроекты Государственного собрания — Курултая Республики
Башкортостан «О профилактике насилия в семье» и «О социально-психологической помощи лицам, подвергшимся насилию в семье». К работе были привлечены эксперты международного агентства «Женщины ООН», международной организации «Защитники прав человека». Мы получили правовое заключение, рекомендации, замечания экспертов. И следует признать, что отсутствие федерального закона, определяющего семейно-бытовое насилие, сдерживает и развитие регионального законодательства.
В некоторых регионах (например, в Калужской области) в кодексы об административных правонарушениях субъекта введены статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушение условий проживания в семье, выражающееся в явном неуважении к членам семьи, сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества. Однако этого недостаточно. Мировая практика доказала, что специальный закон о предупреждении и профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства.
Сейчас рабочей группой, созданной Координационным советом по гендерным вопросам при Министерстве труда и соцзащиты РФ, разработан проект Федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», а также проект изменений в некоторые законодательные акты РФ, в том числе дополнения в УК, УПК, КоАП. Сегодня идут экспертное обсуждения и согласование с федеральными органами исполнительной власти. Мы также ждем предложений от общественных организаций. Убеждена, общими усилиями будет разработан эффективный закон.
Предложенный законопроект, который определяет права пострадавших от семейно-бытового насилия, прежде всего направлен на создание правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семейно-бытовой сфере. Впервые вводятся понятия «семейно-бытовой нарушитель», «семейно-бытовое насилие», «физическое насилие», «психологическое насилие», «сексуальное насилие», «экономическое насилие», «пострадавший». Раскрыты основы деятельности в области предупреждения и профилактики насилия в семейно-бытовой сфере, в том числе полномочия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Здесь определены компетенция, полномочия и порядок деятельности правоохранительных органов и судов в ситуации семейного бытового насилия. Впервые разработан механизм межведомственного взаимодействия с целью предотвращения и профилактики семейно-бытового насилия.
В российском законодательстве нет такой меры предотвращения насилия, как охранный ордер. Между тем, эксперты убеждены, что это наиболее эффективная мера предотвращения домашнего насилия.
Да, защитный или охранный ордер прежде всего является профилактической. Его главная цель — это разъединение двух конфликтующих сторон — предполагаемого нарушителя и его возможной жертвы. Охранные ордера уже доказали свою эффективность в Европе. Они снижают агрессивность насильника, формируют правовое поле, в рамках которого оказывается помощь жертве. Нашим законопроектом предусмотрены внесудебные и судебные защитные предписания, которые предполагают упрощенный порядок их оформления сотрудниками полиции. Правонарушителю будет запрещено совершать акты семейно-бытового насилия в отношении пострадавшего, разыскивать, преследовать, посещать, звонить и так далее. Мы предлагаем ввести также и судебные защитные предписания, в которых будут предусмотрены права и обязанности жертвы и нарушителя. Например, при наличии достаточных к тому оснований обязать содержать общих детей, оплатить расходы пострадавшего на лечение, на найм жилья, а также пройти лечение от алкоголизма, наркомании и т. д.
В целом законопроект призван сформулировать не только необходимые стандарты, но и поддержать усовершенствование существующих законов, и носит не карательный, а социальный характер. Необходимо отметить, что он играет важную роль в реализации международных обязательств, направленных на искоренение насилия в отношении женщин.
Укрепление семейных ценностей и улучшение демографической ситуации объявлено Президентом страны как одно из приоритетных направлений государственной политики.
Ведь при каждом случае домашнего насилия страдает и ребенок. Если даже он не является жертвой, быть свидетелем того, когда в доме обижают маму, например, — это тяжелейшая психологическая травма. В таких семьях дети часто оказываются вне внимания взрослых, лишены родительского надзора и попечения. Как результат растет количество детей-сирот — при живых родителях. Поэтому важно обеспечить безопасность членам семьи, оказать необходимую, подчеркиваю, комплексную, помощь. Законопроект будет регулировать и межведомственное взаимодействие по своевременному выявлению фактов насилия в семье, экстренного реагирования, оказания помощи, в том числе медицинской. Качественная работа по профилактике насилия в семье и улучшению жизни детей в родной семье окажет немалый вклад в решение задачи, поставленной Президентом РФ в части решения проблем детей-сирот.
При обсуждении проблем насилия в семье часто приходится слышать мнение, что в российских законах все описано, только они не действуют, что отдельный закон о насилии, возможно, и не нужен…
Но международная практика показывает, что гораздо легче отстаивать права, когда существуют отдельный закон, отдельные документы. В зарубежных странах от 20 до 30 процентов преступлений сокращается после принятия закона. Возьмем, к примеру, страны СНГ. На постсоветском пространстве в шести государствах действуют законы, содержащие положения о защитных предписаниях. Это Кыргызстан, Грузия, Украина, Молдова, Казахстан, Азербайджан. В Молдове и Кыргызстане случаи внутрисемейного насилия сократились на треть после принятия подобных законов. В Казахстане после принятия закона и создания в МВД специального подразделения, которое занималось только проблемой домашнего насилия, число обращений женщин в милицию увеличилось в десятки раз. На 20 процентов уменьшилось количество умышленных убийств и тяжких преступлений, совершаемых в семье в Украине. И, на наш взгляд, предусмотренные законопроектом «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» меры в совокупности будут создавать реальные условия для противодействия бытовому насилию.