Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Семья без насилия

В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект о профилактике и предупреждении семейно-бытового насилия, который оградил бы от преступных действий жертв домашнего насилия…

Одна из инициаторов его разработки, депутат Государственной Думы Салия МУРЗАБАЕВА рассказала об основных причинах, побудивших к принятию подобного правового акта.

22.05.2013 15:56

Семья без насилия
Депутат Салия Мурзабаева в Комплексном центре обслуживания населения «Изгелек» (Уфа), в одном из отделений для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Вопросом о борьбе с домашним наси­лием и его профилактикой я занимаюсь достаточно давно. И если внимательно посмотреть, то окажется, что у каждого есть друзья, соседи, просто знакомые, которые подвергаются тому или ино­му виду насилия, ребенок, с которым жестоко обращаются родители и т.д. В России 40 процентов тяжких насиль­ственных преступлений совершается в семье. По официальной статистике МВД, ежегодно около 10 тысяч жен­щин погибают от рук мужей или дру­гих близких, 26 тысяч детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, а 2 тысячи несовер­шеннолетних от жестокого обращения взрослых кончают жизнь самоубий­ством. Сейчас на учете в полиции стоит около 200 тысяч семейных дебоширов. И статистика этих преступлений растет.

С этой проблемой я сталкиваюсь уже на протяжении многих лет и пре­красно понимаю женщин, пожилых людей, детей, подвергающихся наси­лию. Бывают такие ситуации, что ино­гда не может помочь ни один суще­ствующий закон! Парламентский жен­ский клуб Республики Башкортостан, председателем которого я являюсь, неоднократно поднимал вопрос необ­ходимости регулирования проблемы семейно-бытового насилия на зако­нодательном уровне. В 2011 году мы изучили законопроекты Государствен­ного собрания — Курултая Республики
Башкортостан «О профилактике наси­лия в семье» и «О социально-психоло­гической помощи лицам, подвергшим­ся насилию в семье». К работе были привлечены эксперты международно­го агентства «Женщины ООН», меж­дународной организации «Защитники прав человека». Мы получили право­вое заключение, рекомендации, заме­чания экспертов. И следует признать, что отсутствие федерального закона, определяющего семейно-бытовое на­силие, сдерживает и развитие регио­нального законодательства.
 
В некоторых регионах (например, в Калужской области) в кодексы об административных правонарушени­ях субъекта введены статьи, предусматривающие административную от­ветственность за нарушение условий проживания в семье, выражающееся в явном неуважении к членам семьи, сопровождающееся нецензурной бра­нью, а равно уничтожением и (или) по­вреждением имущества. Однако этого недостаточно. Мировая практика до­казала, что специальный закон о пред­упреждении и профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдель­ные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства.
 
Сейчас рабочей группой, созданной Координационным советом по гендер­ным вопросам при Министерстве тру­да и соцзащиты РФ, разработан проект Федерального закона «О предупреж­дении и профилактике семейно-быто­вого насилия», а также проект измене­ний в некоторые законодательные ак­ты РФ, в том числе дополнения в УК, УПК, КоАП. Сегодня идут экспертное обсуждения и согласование с феде­ральными органами исполнительной власти. Мы также ждем предложений от общественных организаций. Убеж­дена, общими усилиями будет разра­ботан эффективный закон.
 
Предложенный законопроект, кото­рый определяет права пострадавших от семейно-бытового насилия, прежде всего направлен на создание правово­го механизма реализации предприни­маемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семей­но-бытовой сфере. Впервые вводятся понятия «семейно-бытовой наруши­тель», «семейно-бытовое насилие», «физическое насилие», «психологиче­ское насилие», «сексуальное насилие», «экономическое насилие», «постра­давший». Раскрыты основы деятель­ности в области предупреждения и профилактики насилия в семейно-бы­товой сфере, в том числе полномочия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Фе­дерации. Здесь определены компетен­ция, полномочия и порядок деятельно­сти правоохранительных органов и су­дов в ситуации семейного бытового на­силия. Впервые разработан механизм межведомственного взаимодействия с целью предотвращения и профилакти­ки семейно-бытового насилия.
 
В российском законодательстве нет такой меры предотвращения насилия, как охранный ордер. Между тем, экс­перты убеждены, что это наиболее эф­фективная мера предотвращения до­машнего насилия.
 
Да, защитный или охранный ордер прежде всего является профилактиче­ской. Его главная цель — это разъеди­нение двух конфликтующих сторон — предполагаемого нарушителя и его возможной жертвы. Охранные орде­ра уже доказали свою эффективность в Европе. Они снижают агрессивность насильника, формируют правовое по­ле, в рамках которого оказывается по­мощь жертве. Нашим законопроектом предусмотрены внесудебные и судеб­ные защитные предписания, которые предполагают упрощенный порядок их оформления сотрудниками поли­ции. Правонарушителю будет запре­щено совершать акты семейно-бы­тового насилия в отношении постра­давшего, разыскивать, преследовать, посещать, звонить и так далее. Мы предлагаем ввести также и судебные защитные предписания, в которых бу­дут предусмотрены права и обязанно­сти жертвы и нарушителя. Например, при наличии достаточных к тому осно­ваний обязать содержать общих детей, оплатить расходы пострадавшего на лечение, на найм жилья, а также прой­ти лечение от алкоголизма, наркома­нии и т. д.
 
В целом законопроект призван сформулировать не только необхо­димые стандарты, но и поддержать усовершенствование существующих законов, и носит не карательный, а социальный характер. Необходимо отметить, что он играет важную роль в реализации международных обяза­тельств, направленных на искорене­ние насилия в отношении женщин.
 
Укрепление семейных ценностей и улучшение демографической ситуации объявлено Президентом страны как одно из приоритетных направлений государственной политики.
 
Ведь при каждом случае домашнего насилия страдает и ребенок. Если даже он не является жертвой, быть свиде­телем того, когда в доме обижают ма­му, например, — это тяжелейшая пси­хологическая травма. В таких семьях дети часто оказываются вне внимания взрослых, лишены родительского над­зора и попечения. Как результат растет количество детей-сирот — при живых родителях. Поэтому важно обеспечить безопасность членам семьи, оказать необходимую, подчеркиваю, ком­плексную, помощь. Законопроект бу­дет регулировать и межведомственное взаимодействие по своевременному выявлению фактов насилия в семье, экстренного реагирования, оказания помощи, в том числе медицинской. Ка­чественная работа по профилактике насилия в семье и улучшению жизни детей в родной семье окажет немалый вклад в решение задачи, поставленной Президентом РФ в части решения про­блем детей-сирот.
 
При обсуждении проблем насилия в семье часто приходится слышать мнение, что в российских законах все описано, только они не действуют, что отдельный закон о насилии, возмож­но, и не нужен…
 
Но международная практика пока­зывает, что гораздо легче отстаивать права, когда существуют отдельный закон, отдельные документы. В зару­бежных странах от 20 до 30 процен­тов преступлений сокращается после принятия закона. Возьмем, к примеру, страны СНГ. На постсоветском про­странстве в шести государствах дей­ствуют законы, содержащие положе­ния о защитных предписаниях. Это Кыргызстан, Грузия, Украина, Мол­дова, Казахстан, Азербайджан. В Мол­дове и Кыргызстане случаи внутрисе­мейного насилия сократились на треть после принятия подобных законов. В Казахстане после принятия закона и создания в МВД специального подраз­деления, которое занималось только проблемой домашнего насилия, число обращений женщин в милицию увели­чилось в десятки раз. На 20 процентов уменьшилось количество умышлен­ных убийств и тяжких преступлений, совершаемых в семье в Украине. И, на наш взгляд, предусмотренные законо­проектом «О предупреждении и про­филактике семейно-бытового наси­лия» меры в совокупности будут создавать реальные условия для противодействия бытовому насилию.
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 9504