Семь вопросов про закон о просветительской деятельности
Обсуждаем нашумевший документ с депутатами и сенаторами
Фото: АГН Москва
Западным «просветителям» не позволят вкладывать в головы слушателей антироссийские установки или ложные исторические факты. Закон, определяющий правовые основы просветительской деятельности, вызвал бурные дискуссии в научной среде, СМИ и социальных сетях.
Госдума приняла его в третьем чтении 16 марта и сейчас его готовится рассмотреть Совет Федерации. Документ разработала группа сенаторов и депутатов по инициативе парламентских комиссий по предотвращению иностранного вмешательства во внутренние дела России. Что регулирует закон и какой контроль вводит — в материале «Парламентской газеты».
1. Зачем понадобился этот закон?
Хотя просветительская деятельность упоминается в законе «Об образовании», её определения и правовых основ там раньше не было. Что не помешало сфере бурно развиваться: появились просветительские сайты и центры, блоги, видеоканалы и многое другое. Но эти мощные инструменты становятся реально опасными, когда используются со злым умыслом, считает запред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «А такие примеры существуют, когда разные публичные фигуры или интернет-сообщества создают и продвигают контент, разжигающий ненависть и нетерпимость, к примеру, женщин к мужчинам, русских — к другим национальностям, верующих — к неверующим, и наоборот», — привела она пример.
Нередко под видом просветительских проектов другие страны вмешиваются во внутренние дела государств и раскалывают общество, пояснял ранее глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. «Мы знаем, что такие программы активно использовали на Украине, под ними подразумевали даже обучение боевиков. Часто эти проекты сводятся к обучению тому, как бороться, например, с полицией во время манифестаций», — привёл он примеры во время третьего чтения документа в Госдуме.
Кто-то поспорит, что в таком случае это уже и не просвещение, но именно чтобы отделить зёрна от плевел и указать, а что же тогда просвещение, пришлось внести поправки в закон «Об образовании».
Как разъяснял один из авторов закона с поправками, член комитета Совета Федерации Андрей Климов, предложенные нормы призваны развивать истинное просветительство в нашей стране, но при этом поставить заслон тем, кто просветителем не является и ведёт в нашей стране недобросовестную деятельность.
2. Что такое просветительская деятельность?
Согласно определению, которое предлагают вписать в закон «Об образовании», просветительство — это распространение знаний и опыта, формирование умений, навыков, компетенции и ценностных установок. Его цель — интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое или профессиональное развитие человека.
В отличие от образования, просвещение носит неформальный характер, не предполагает аттестаций и выдачи дипломов, сказала «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. А в отличие от воспитания, которое направлено на развитие личности, просветительство связано с самостоятельным стремлением человека удовлетворить свои потребности и интересы в какой-то сфере.
Заниматься просветительством смогут органы власти, коммерческие структуры и обычные люди. Фактически, получается, что просвещение — это любая передача знаний, рассказ о чём-либо кого угодно и перед любой аудиторией. Более конкретно формы просветительской деятельности, подлежащие контролю, позднее определит Правительство.
3. Какие вводят ограничения?
Закон запретит вести просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также для пропаганды превосходства или неполноценности граждан по разным признакам, будь то пол, вероисповедание или социальный статус. Также просветитель не сможет побуждать свою аудиторию к нарушению Конституции. Законодатели указали и «запрещённые приёмы»: сообщение недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов.
4. Кто и как будет контролировать?
Определять порядок, условия и формы просветительской деятельности, а также меры контроля поручат Правительству. Всё это будет конкретизировано позднее в подзаконных актах. Кстати, в Совете Федерации создали рабочую группу, которая будет сопровождать разработку таких документов.
Также поправки в законе «Об образовании» обяжут все российские учебные заведения согласовывать с властями соглашения о сотрудничестве с иностранными организациями или частными лекторами. Для детских садов, школ и училищ заключения будет выдавать Минпросвещения, для вузов — Минобрнауки. Если учебное заведение находится в ведении другого ведомства, то именно с ним придётся согласовать договор. Например, для военных училищ давать заключения на контракты с иностранными просветителями будет Минобороны.
5. Учёным и блогерам придётся согласовывать свои лекции и видеоролики?
Очевидно, что аппарат Правительства не в состоянии просматривать тезисы всех проводимых в России лекций и все снимаемые видеоролики. И в этом нет необходимости, убеждена Любовь Духанина. «Это может быть не контроль «на входе» в просветительскую деятельность, а, например, выборочное знакомство с проводимыми мероприятиями», — предположила она.
Духанина также допустила, что для контента, который подпадает под определение просветительской деятельности, могут ввести обязательную маркировку. Например, уже известные рекомендации по возрасту аудитории или надписи «личное мнение автора».
6. Зачем понадобилось методическое сопровождение школ?
К третьему чтению в законопроект о просветительстве добавили нормы по научно-методическому сопровождению школ и детских садов. Минпросвещения создаст перечень организаций, которые будут этим заниматься. Также ведомство определит критерии, по которым отберут кандидатов в этот список.
По словам Любови Духаниной, речь идёт о курсах, семинарах и комплексных программах для учителей. В последнее время организаций, предлагающих программы повышения квалификации, стало так много, что порой педагоги сами не знают, куда обращаться — где им дадут реальные знания, а где сомнительную «корочку».
Методическое сопровождение сегодня ведут и вузы, и центры дополнительного профессионального образования, и бизнес, и НКО. Закон создаёт инструмент, позволяющий удостоверить качество их услуг, пояснила парламентарий.
7. Когда закон вступит в силу?
Если поправки о просветительстве одобрит Совет Федерации и подпишет Президент России, то они вступят в силу с 1 июня 2021 года. Но заключения по уже действующим договорам с иностранными организациями вузам и школам нужно будет получить до 1 сентября 2022 года. Если соглашения к тому моменту истекут, то согласовывать их не нужно.
Ещё материалы: Любовь Духанина, Андрей Климов, Вячеслав Никонов