Все о пенсиях в России

12:00Как заработать пенсию в 100 тысяч рублей

два дня назадШкольные медики выйдут на пенсию досрочно

26.03.2025Мишустин рассказал о трех индексациях пенсий

Сельсоветы просят власти: глав районов обяжут стать ближе к людям

Каким будет местное самоуправление в России с принятием нового закона

 Сельсоветы просят власти: глав районов обяжут стать ближе к людям
  © Юрий Инякин/ПГ

Рекордное количество поправок — больше тысячи — отработали депутаты, обсуждая законопроект об общих принципах организации местного самоуправления. В итоге вышли на компромиссный вариант: регионы самостоятельно смогут выбирать модель местной власти — одноуровневую или двухуровневую. Но в любом случае во главе угла должны находиться интересы жителей, уверены парламентарии. Какой бы ни была власть — городской, сельской, региональной — люди должны знать ответственных чиновников в лицо, а те, в свою очередь, быстро и эффективно решать возникающие проблемы.

Главное — гибкость

Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» находится на рассмотрении Госдумы с 2021 года. Это завершающий акт, принимаемый в соответствии с принятыми в 2020 году поправками в Конституцию РФ — финальный этап развития конституционного принципа единства публичной власти.

В первом чтении законопроект приняли 26 января 2022 года. Он предполагал ликвидацию двухуровневой системы власти, которая подразумевает наличие городских и сельских поселений в составе муниципального района или внутри городских районов — в составе городского округа. Такие поселения имеют собственного главу, администрацию, представительный орган — сельсовет или горсовет и отдельный бюджет. При одноуровневой системе, которую предлагали оставить как безальтернативную, все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не имеют бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального или городского округа.

При обсуждении поправок, которых поступило больше тысячи, состоялась серьезная дискуссия, в которой активное участие приняли представители регионов, рассказал на заседании думского Комитета по госстроительству и законодательству 17 февраля  председатель комитета Павел Крашенинников. «Проработали больше тысячи поправок и предложений, в итоговый текст попали 952 из них, — отметил он. — Подготовленный ко второму чтению законопроект предполагает право субъектов сохранить двухуровневую систему местного самоуправления, где продолжат существовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения. Таким образом, законопроект предусматривает гибкую систему организации местного самоуправления, учитывающую уже сложившуюся на местах специфику».

Павел Крашенинников. © пресс-служба Госдумы

За что ответят местные власти

За возможность сохранить двухуровневую систему местной власти выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Наша страна огромная, и субъекты Российской Федерации разные, — отмечал он. — Определяясь с системой местного самоуправления, необходимо учитывать особенности региона — и социально-экономическую, и историческую составляющие каждой территории».

Найденное решение — компромиссное, оно подчеркивает региональное многообразие, отметил при обсуждении поправок член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, представляющий в палате Татарстан, власти которого активно настаивали на сохранении двухуровневой системы. С коллегой согласилась первый зампред думского Комитета по госстроительству и законодательству Сардана Авксентьева: «Компромисс по системе организации местной власти найден, но вопрос полномочий остается открытым — будем его дополнительно обсуждать».

Сейчас нередко происходит наслоение и путаница между полномочиями разных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах, объяснил Павел Крашенинников. От такой головоломки, по его выражению, страдают все: и чиновники, и правоохранители, и главное — люди, поскольку нет понимания, кто за что отвечает. «Законопроект предлагает закрепить непосредственно полномочия органов местного самоуправления, установить критерии и процедуру для их передачи», — сказал депутат.

Ко второму чтению предложили три вида муниципальных полномочий. Неотъемлемые, которые базируются на перечисленных в Конституции: принятие устава, составление бюджета муниципального образования. Полномочия, которые изначально осуществляет муниципалитет, но законом субъекта они могут передаваться региону: организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечение жильем малоимущих и другие. И наконец, третий вид — полномочия, которые изначально осуществляет регион, но законом субъекта они могут быть распределены муниципалитетам: дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

© Тимур Ханов/ПГ

«Правила о перераспределении полномочий могут приниматься субъектом РФ как в отношении всех муниципальных образований, расположенных на его территории, так и в отношении отдельных муниципалитетов», — добавил Крашенинников.

Дотянуться до власти

Поправки о возможности выбирать тип организации местного самоуправления подписали многие депутаты и сенаторы, включая спикера Госдумы Вячеслава Володина. Как отметили парламентарии при обсуждении, какой бы принцип управления в регионе ни выбрали, неизменными должны оставаться ответственность чиновников перед людьми и неукоснительное, четкое и оперативное решение возникающих вопросов и проблем.

Местная власть — это та, до которой может дотянуться рукой каждый человек, объяснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев. «Была опасность этот принцип утратить, но решение о возможности выбора типа организации власти на местах спасло ситуацию, — сказал он. — Что до полномочий, то этот вопрос мы оставили на перспективу: законопроект предполагает перераспределение до 80 процентов нынешних обязанностей муниципалитетов. По экспертным оценкам, речь идет о четырех триллионах рублей, если говорить обо всех регионах. Но, если просто полномочия передать от одних ответственных исполнителей другим, денег больше не станет».

Михаил Матвеев. © пресс-служба Госдумы

Как бы то ни было, думский Комитет по госстроительству одобрил предлагаемые поправки. Законопроект рассмотрят во втором чтении на одном из ближайших пленарных заседаний. Закон вступит в силу через 90 дней после опубликования. До 1 января 2027 года регионам нужно будет принять законы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления.

Читайте также:

• Регионам хотят дать право выкупать долгострои