Сельсоветы просят власти: глав районов обяжут стать ближе к людям
Каким будет местное самоуправление в России с принятием нового закона

Рекордное количество поправок — больше тысячи — отработали депутаты, обсуждая законопроект об общих принципах организации местного самоуправления. В итоге вышли на компромиссный вариант: регионы самостоятельно смогут выбирать модель местной власти — одноуровневую или двухуровневую. Но в любом случае во главе угла должны находиться интересы жителей, уверены парламентарии. Какой бы ни была власть — городской, сельской, региональной — люди должны знать ответственных чиновников в лицо, а те, в свою очередь, быстро и эффективно решать возникающие проблемы.
Главное — гибкость
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» находится на рассмотрении Госдумы с 2021 года. Это завершающий акт, принимаемый в соответствии с принятыми в 2020 году поправками в Конституцию РФ — финальный этап развития конституционного принципа единства публичной власти.
В первом чтении законопроект приняли 26 января 2022 года. Он предполагал ликвидацию двухуровневой системы власти, которая подразумевает наличие городских и сельских поселений в составе муниципального района или внутри городских районов — в составе городского округа. Такие поселения имеют собственного главу, администрацию, представительный орган — сельсовет или горсовет и отдельный бюджет. При одноуровневой системе, которую предлагали оставить как безальтернативную, все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не имеют бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального или городского округа.
При обсуждении поправок, которых поступило больше тысячи, состоялась серьезная дискуссия, в которой активное участие приняли представители регионов, рассказал на заседании думского Комитета по госстроительству и законодательству 17 февраля председатель комитета Павел Крашенинников. «Проработали больше тысячи поправок и предложений, в итоговый текст попали 952 из них, — отметил он. — Подготовленный ко второму чтению законопроект предполагает право субъектов сохранить двухуровневую систему местного самоуправления, где продолжат существовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения. Таким образом, законопроект предусматривает гибкую систему организации местного самоуправления, учитывающую уже сложившуюся на местах специфику».

За что ответят местные власти
За возможность сохранить двухуровневую систему местной власти выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Наша страна огромная, и субъекты Российской Федерации разные, — отмечал он. — Определяясь с системой местного самоуправления, необходимо учитывать особенности региона — и социально-экономическую, и историческую составляющие каждой территории».
Найденное решение — компромиссное, оно подчеркивает региональное многообразие, отметил при обсуждении поправок член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, представляющий в палате Татарстан, власти которого активно настаивали на сохранении двухуровневой системы. С коллегой согласилась первый зампред думского Комитета по госстроительству и законодательству Сардана Авксентьева: «Компромисс по системе организации местной власти найден, но вопрос полномочий остается открытым — будем его дополнительно обсуждать».
Сейчас нередко происходит наслоение и путаница между полномочиями разных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах, объяснил Павел Крашенинников. От такой головоломки, по его выражению, страдают все: и чиновники, и правоохранители, и главное — люди, поскольку нет понимания, кто за что отвечает. «Законопроект предлагает закрепить непосредственно полномочия органов местного самоуправления, установить критерии и процедуру для их передачи», — сказал депутат.
Ко второму чтению предложили три вида муниципальных полномочий. Неотъемлемые, которые базируются на перечисленных в Конституции: принятие устава, составление бюджета муниципального образования. Полномочия, которые изначально осуществляет муниципалитет, но законом субъекта они могут передаваться региону: организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечение жильем малоимущих и другие. И наконец, третий вид — полномочия, которые изначально осуществляет регион, но законом субъекта они могут быть распределены муниципалитетам: дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

«Правила о перераспределении полномочий могут приниматься субъектом РФ как в отношении всех муниципальных образований, расположенных на его территории, так и в отношении отдельных муниципалитетов», — добавил Крашенинников.
Дотянуться до власти
Поправки о возможности выбирать тип организации местного самоуправления подписали многие депутаты и сенаторы, включая спикера Госдумы Вячеслава Володина. Как отметили парламентарии при обсуждении, какой бы принцип управления в регионе ни выбрали, неизменными должны оставаться ответственность чиновников перед людьми и неукоснительное, четкое и оперативное решение возникающих вопросов и проблем.
Местная власть — это та, до которой может дотянуться рукой каждый человек, объяснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев. «Была опасность этот принцип утратить, но решение о возможности выбора типа организации власти на местах спасло ситуацию, — сказал он. — Что до полномочий, то этот вопрос мы оставили на перспективу: законопроект предполагает перераспределение до 80 процентов нынешних обязанностей муниципалитетов. По экспертным оценкам, речь идет о четырех триллионах рублей, если говорить обо всех регионах. Но, если просто полномочия передать от одних ответственных исполнителей другим, денег больше не станет».

Как бы то ни было, думский Комитет по госстроительству одобрил предлагаемые поправки. Законопроект рассмотрят во втором чтении на одном из ближайших пленарных заседаний. Закон вступит в силу через 90 дней после опубликования. До 1 января 2027 года регионам нужно будет принять законы, регулирующие вопросы организации местного самоуправления.
Читайте также:

Ещё материалы: Павел Крашенинников, Вячеслав Володин , Сардана Авксентьева, Айрат Фаррахов