Счетная палата: проект «Оздоровление Волги» не решает главную задачу
Фото: / ПГ
В документах, которые применяются при реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», нет согласованности, а при планировании мероприятий не учтены возможные риски, заявили в Счетной палате по итогам проверки.
«Одним из основных инструментов планирования проектов по оздоровлению реки Волги являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). Анализ показал, что для долгосрочного планирования СКИОВО являются неэффективными в силу излишней регламентации и сложности внесения корректировок, а также отсутствия единого документа для всего бассейна Волги», — говорится в отчете.
Как отмечается, их утвердило Росводресурсы за несколько лет до принятия приоритетного, а затем и федерального проекта. Согласно пяти схемам, бассейн Волги расположен на территории 38 регионов, при этом в федеральном проекте участвует только 16.
В СП заявили, что мероприятия федерального проекта не нацелены на получение уникальных результатов и характеризуются недостаточным региональным охватом. Например, в проекте нет регионов с крупными предприятиями, которые загрязняют воды, среди них — Башкирия и Тульская область.
Аудиторы также нашли многочисленные недостатки планирования, которые привели к изменениям сроков проведения мероприятий, сокращению в два раза числа объектов по ликвидации накопленного ущерба и низкому исполнению расходов. Кроме этого, нет действенных механизмов привлечения внебюджетного финансирования.
Читайте также:
• Назван главный источник загрязнения Волги • В России разработают «дорожную карту» по оздоровлению Дона
Согласно отчету, в 2018-2020 годах при реализации проекта допущено 140 нарушений на 1 085 миллиона рублей, из них больше всего — в контрактной системе, градостроительной деятельности, а также нарушения при формировании и исполнении бюджетов.
По итогам проверки Счетная палата разработала ряд предложений. Минприроды вместе с Минстроем, Минсельхозом, Росводресурсами следует разработать единую СКИОВО бассейна реки Волги, определить единые подходы к расчету ряда целевых показателей, конкретизировать работы, которые относятся к экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, а также порядок их проведения.
Кроме этого, аудиторы рекомендуют разработать механизм для привлечения инвесторов, внедрить мониторинг эффективности выполненных работ и проанализировать риски реализации федерального проекта.