«Сапсаны» между Москвой и Петербургом исчезнут в 2028 году
Стали известны подробности реализации проекта скоростной железнодорожной магистрали между двумя столицами
Передвижение между Москвой и Петербургом после появления ВСМ не будет дублироваться скоростными «Сапсанами». Составы отправят в Новгород и Тверь, а железнодорожные пути используют для организации тактового движения в сторону петербургских пригородов. У ВСМ будет пересадочный узел в Обухове, с Московского вокзала исчезнут пригородные электрички, а в новых вагонах будет четыре класса для пассажиров. Эти и другие подробности стали известны в ходе стратегической сессии по реализации проекта ВСМ-1, которая прошла 21 августа в Санкт-Петербурге на площадке «Россия — Моя история».
Без выбора
После запуска скоростного движения Петербург — Москва по ВСМ, которое планируется в 2028 году, у пассажиров не будет выбора, на чем побыстрее добираться: на новых пассажирских поездах за 2 часа 15 минут или на привычных «Сапсанах» за 4 часа 5 минут. Последние освободят используемые сегодня железнодорожные пути.
Губернатор Петербурга Александр Беглов напомнил, что при обсуждении проекта по ВСМ Президентом России Владимиром Путиным было принято решение об объединении двух идей: строительства железной дороги и нового подвижного состава специально для нее. Этот состав полностью российского производства будет исключительно пассажирским.
Существующая железнодорожная линия, которая используется «Сапсанами», будет освобождена. «Мы освобождаем линию, где ходят сейчас «Сапсаны», и будем делать тактовое движение, так сказать, надземное метро. Такое движение мы уже сделали в Пушкин, в Ломоносов, в Красное Село, в ряд других наших пригородов. А вот Колпино-Тосненское направление — пока для нас это сложно. И вот со строительством этой железной дороги у нас освободятся пути, где можно развивать тактовое движение», — сообщил глава города на совещании.
В пресс-службе городской администрации напомнили, что из планов на будущее — запуск тактового движения в направлении Сестрорецка и Токсово, а также организация движения пригородных поездов на участке Капитолово — Девяткино — Ладожский вокзал.
Вице-губернатор Кирилл Поляков подтвердил «Парламентской газете», что необходимость в передвижении на «Сапсанах» с появлением ВСМ отпадет, а сами составы, которые имеют не только пассажирское, но и грузовое назначение, по предварительным планам, переведут на Новгородское и Тверское направления.
Экономический эффект
Новая магистраль в 679 километров будет преодолеваться поездами, двигающимися со скоростью до 400 километров в час. Так, в два раза сократится не только путь между Москвой и Петербургом, но и по другим направлениям. Например, от Москвы до Твери можно будет доехать за 39 минут вместо 1 часа 6 минут, а из Петербурга до Великого Новгорода — за 29 минут. По пути запланировано 16 остановок, а интервал движения, как сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, составит 15 минут.
По расчетам участников проекта, вложения в реализацию идеи составят более 1,75 миллиарда рублей. Окупиться они должны к 2045 году. Общий налоговый эффект до 2060 года должен составить почти 13 триллионов рублей, а суммарный прирост ВВП к этому сроку — 42,9 триллиона рублей. В этой части специалисты опираются на аналогичный опыт Китая, Франции и Японии, который показывает: после запуска ВСМ прирост жителей агломераций составляет 1,3-1,5 раза и более чем на 10 процентов быстрее растет ВРП в регионах запуска магистралей. Благодаря появлению новых точек притяжения будет развиваться и строительство недвижимости. Кроме этого, по ходу реализации проекта будут задействованы другие сектора экономики по всей стране, так как в процесс создания ВСМ-1 вовлекут более 40 тысяч человек. Заказы получат и предприятия, где трудится почти 200 тысяч сотрудников, — примерно на 500 миллиардов рублей. Также ежегодно необходимо будет привлекать более 12 тысяч единиц строительной техники. В производстве самого поезда будут участвовать более 15 регионов России.
С пересадками
На первом этапе для ВСМ готовят выпуск 41 пассажирского состава. В каждом поезде будет 8 вагонов на 454 пассажирских места. Первый вагон рассчитан на 15 мест первого класса, переговорную на 4 места и одно купе-сьют на 2 места. Второй вагон будет бизнес-класса, четыре вагона — комфорт-класса и два — стандартного. Комфорт и стандарт будут отличаться компоновкой кресел. В первом будет по два с каждой стороны, в стандарте — три плюс два. На данном этапе уже заключен договор на поставку двух головных образцов.
По самой трассе на 71 процент выполнен комплекс инженерных изысканий, на 91 процент готова документация по планировке территорий и на 39 процентов — проектная документация. На совещании сообщили и другие подробности реализации проекта со стороны Петербурга, планировочное решение которого уже утверждено петербургским Градостроительным советом в начале августа. Новый терминал будет возведен на территории квартала исторических складов Кокоревых у Лиговского проспекта. Привокзальная площадь и улично-дорожная сеть будут обустроены на месте бывшей конфетной фабрики «Блигкен и Робинсон». Также стало известно, что проект предполагает реконструкцию станции Санкт-Петербург-Главный и строительство технической станции Обухово-2.
С Московского вокзала планируют убрать пригородные электрички в другое место, на станцию «Волковская». Таким образом, в центр города будут приходить только высокоскоростные поезда.
Длинная история
Попытки реализовать проект скоростной магистрали, связывающую две столицы России, в современной истории пытались реализовать начиная с 90-х годов. Планы и идеи разрабатывались еще с 1960-х. Первым реальным шагом стало подписание в 1991 году указа президента страны Бориса Ельцина о создании такой железной дороги. Несколько лет работали над проектом, утвердили в 1995 году. Через два года планировалось ввести в эксплуатацию участок Петербург — Новгород, в 1998 году — Тверь — Москва и к 2000 году завершить строительство. Но в 1998 году Борис Ельцин подписал указ, которым решение о создании высокоскоростной магистрали Петербург — Москва утратило силу. Работы так и не начали, а напоминанием о глобальных планах остался котлован, вырытый около Московского вокзала. К теме ВСМ затем возвращались в 2010-2013 годы, но до реализации дело не дошло. Воплотить в жизнь идею 30-летней давности Александр Беглов и глава РЖД Олег Белозеров предложили Владимиру Путину в 2019 году. Глава государства проект поддержал. Строительство начали в марте 2024 года.