Самокатчиков хотят штрафовать за пьяную езду и бегство с места ДТП
К тому же водителей электрогаджетов могут признать именно водителями, а не пешеходами
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
Внести изменения в КоАП и Правила дорожного движения, выделив самокатчиков в отдельную категорию — лицо, управляющее СИМ, предусмотреть для них штрафы за вождение в состоянии алкогольного опьянения, оставление места ДТП, а также за использование мобильного телефона без гарнитуры — такие предложения Мосгордума намерена внести на рассмотрение Госдумы. Об этом председатель столичного парламента Алексей Шапошников сообщил 7 ноября в ходе круглого стола «Первые итоги применения положений ПДД по электросамокатам». «Парламентская газета» выяснила подробности инициативы.
Самокатчикам — отдельный статус
Основной проблемой, из-за которой возникали сложности с регулированием прав водителей самокатов, — это их неопределенный статус. До сих пор, несмотря на внесенные в ПДД изменения, самокатчики приравнены к пешеходам, а не к участникам дорожного движения.
«Поэтому предлагается ввести в КоАП РФ новый субъект ответственности — лицо, управляющее СИМ. Это позволит распространить на указанный субъект ряд составов Административного кодекса, связанных с нарушением ПДД, а также предусмотреть повышение ответственности, если правонарушения совершены в состоянии алкогольного опьянения», — сообщил «Парламентской газете» Шапошников.
Изменения в КоАП предлагают применить уже с весны 2024 года, когда у компаний по прокату электросамокатов начнется сезон. Среди них:
- запретить управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения, а также передачу управления СИМ лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
- установить в ПДД запрет пользователям СИМ покидать место ДТП;
- употреблять алкоголь и иные вещества после ДТП;
- признать в ПДД нарушением использование мобильного телефона без использования гарнитуры при передвижении на СИМ.
За эти нарушения предлагается ввести административную ответственность, аналогичную существующей для водителей других транспортных средств.
Ограничат и скорость
Также в Мосгордуме предложили рассмотреть и ограничения для пользователей электросамокатов, связанные с максимально разрешенной скоростью. Так, шеринговые компании хотят обязать настроить агрегаты таким образом, чтобы при движении в жилой застройке их скорость автоматически снижалась до 20 км/ч.
«В связи с этим обращаюсь к представителям шеринговых компаний с предложением реализовать выполнение указанных требований ПДД по собственной инициативе», — сказал Шапошников.
Также он уточнил, что среди предложений, которые направят на рассмотрение в Госдуму, есть запрет на эксплуатацию в городской среде СИМ, способных развивать скорость выше 25 км/ч и мощнее 0,25 кВт.
Новому транспорту — новые парковки
В среднесрочной перспективе участники круглого стола в Мосгордуме предложили решить вопрос с организацией отдельных парковок для электросамокатов, чтобы те не были разбросаны по городу где попало.
«Весьма интересно решение городских властей Рима по поводу парковки СИМ: оставлять их можно будет только в специальных зонах, а у тех, кто бросает их в неположенных местах, сеанс аренды не будет закрываться, и деньги будут списываться», — привел пример председатель столичного парламента.
Четче правила — меньше аварий
Алексей Шапошников поделился статистикой МВД России по аварийности среди пользователей СИМ. Оказалось, что за последние 9 месяцев количество ДТП с их участием увеличилось на 215,9%.
«По нашему запросу УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве представило следующие статистические данные за 6 месяцев (с 1 марта по 30 сентября) 2023 года. Сотрудниками Госавтоинспекции Москвы пресечено 42 652 нарушения, совершенные лицами, использовавшими для передвижения СИМ, и 33 909 — совершенных велосипедистами», — сообщил «Парламентской газете» Шапошников.
Он обратил внимание, что средства индивидуальной мобильности уже прочно вошли в жизнь мегаполисов и стали значимой частью городских транспортных систем. Более того, они начали влиять на саму структуру передвижения и транспортные потоки. Процесс определения правового статуса СИМ и правил их использования в России идет уже несколько лет, а Московская городская дума активно в нем участвует с 2017 года.
«К большому сожалению, несмотря на включение СИМ в ПДД, число аварий с ними выросло. Есть признаки повышения уровня негативного отношения к пользователям СИМ у автомобилистов и пешеходов», — подытожил Шапошников.
Читайте также:
• Электросамокаты изувечили в этом году почти тысячу детей
Ещё материалы: Алексей Шапошников