С пересадкой чиновников на общественный транспорт решили повременить
Тем не менее законодатели считают, что рациональное зерно в этом предложении есть
Комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендовал отклонить законопроект, который обязывал чиновников два раза в неделю вместо личных или служебных авто ездить на работу общественным транспортом. Однако, как сообщил «Парламентской газете» во вторник, 12 ноября, его автор, заместитель председателя думского Комитета по энергетике Владимир Плякин, работу над инициативами, которые приблизили бы власти к чаяниям народа, останавливать не планируется. В чем заключалась отклоненная на комитете идея и какие предложения могут прийти ей на смену — читайте в нашем материале.
«Поможет лучше понимать проблемы»
Напомним: законопроектом предлагается внести поправки в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». А именно, дополнить его двумя новыми статьями, 15.1 и 15.2. Согласно им, лица, замещающие государственные должности, руководители территориальных органов власти, а также чиновники субъектов обязаны два дня в неделю при поездке на рабочее место использовать не личные или служебные авто, а общественный транспорт. Исключение — сотрудники специальных и экстренных служб при исполнении ими служебных обязанностей. Аналогичные изменения предлагается также внести в Закон «О муниципальной службе», установив два «дня без автомобиля» в неделю для руководителей органов местного самоуправления, а также муниципальных депутатов и прочих выборных лиц.
Как отмечается в пояснительной записке, главная цель нововведений — заставить чиновников обратить более пристальное внимание на проблемы городского общественного транспорта и лучше их понять.
«Согласно последнему опубликованному статистическому сборнику «Транспорт в России 2022», степень износа основных фондов организаций, занимающихся перевозками автобусным транспортом по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, составила 51,4% в среднем по Российской Федерации. Степень износа автобусов междугороднего сообщения составила 63,8%, внутригородских троллейбусов — 64%, внутригородских трамваев — 60,8% в среднем по России, — сообщается в документе. — <…> В этой связи введение обязанности для руководителей государственных и муниципальных органов власти всех уровней пользоваться общественным транспортом в течение двух рабочих дней каждую неделю поможет должностным лицам лучше понять проблемы общественного транспорта в их регионе и повысит доверие граждан к представителям власти. Более того, пример чиновников по массовому использованию общественного транспорта может побудить больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что также будет способствовать уменьшению загруженности дорог и улучшению экологической обстановки в городах».
Отметим, что подобная идея уже с успехом реализуется в других странах. Так, например, в Узбекистане «День без автомобиля» закреплен указом президента — в его рамках раз в месяц сотрудники всех республиканских и региональных органов исполнительной власти, расположенных в Ташкенте, вплоть до министров и руководителей таможенного комитета, обязаны приезжать на работу на общественном транспорте, велосипедах или приходить пешком. Свой «день без автомобилей», который поддерживают и представители власти, существует в Индонезии, Нидерландах и даже в отдельных штатах США. Да и у нас к такой практике порой прибегают: так, не далее как в конце октября этого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на очередном пленарном заседании раскритиковала ситуацию с общественным транспортом в Свердловской области и порекомендовала мэру Екатеринбурга Алексею Орлову лично проехаться на одном из самых перегруженных автобусных маршрутов города.
Запуск в пилотном режиме
На заседании думского Комитета по региональной политике и местному самоуправлению законопроект не поддержали, но назвали концептуально интересным, а самое главное — определенно содержащим в себе позитивное зерно.
«Мотивация понятна, — констатировала в ходе обсуждения заместитель председателя комитета Оксана Фадина. — Но сама по себе норма регулирования, на мой взгляд, избыточна. Скажу честно — я лично в бытность свою депутатом ездила на общественном транспорте всего раза три и то под камерами. Но это не помешало моему региону — Омской области — войти в число 12 пилотных сразу по двум национальным проектам и запустить масштабную кампанию по обновлению подвижных составов. Тут, на мой взгляд, компетенция чиновника и его рабочие показатели все-таки играют большую роль».
Оксана Фадина посоветовала также запустить подобную кампанию в нескольких пилотных регионах. Единственное — для этого, по ее словам, потребуется разработать некую систему оценки, которая позволила бы выявить корреляцию между частотой поездок чиновников на общественном транспорте и его — транспорта — состоянием, а также уровне удовлетворенности им среди местных жителей.
Также участники обсуждения сошлись на том, что такой подход мог бы оказаться полезным для представителей руководящего звена — поездив на общественном транспорте, они могли бы понять эффективность принятой в регионе или субъекте транспортной модели в целом и «прочувствовать» ее болевые точки.
«Несмотря на то что законопроект рекомендован к отклонению, нельзя не признать, что вопрос совершенствования механизмов оценки эффективности представителей власти очень важен, — констатировал председатель комитета Алексей Диденко. — А транспортная составляющая в нем одна из важнейших».
«Депутаты обязаны понимать, чего хотят их избиратели»
Сам автор законопроекта Владимир Плякин в разговоре с «Парламентской газетой» подчеркнул, что останавливать работу над инициативой не будет.
«Мы, безусловно, оценим и взвесим сложившуюся ситуацию, — отметил депутат. — Возможно, имеет смысл рассмотреть другие федеральные законы для внесения соответствующих поправок».
Владимир Плякин заявил также, что будут прорабатываться и другие аспекты, направленные на усиление «контакта» чиновников с народом. Так, одним из них могут стать бесконечные пробки в больших городах в дни проведения мероприятий федерального или даже регионального значения. Вполне возможно, по словам парламентария, что чиновников в рамках следующих инициатив попросят пользоваться объездными дорогами, оставляя центральные магистрали жителям городов, или местные власти — заранее составлять маршруты делегаций с учетом дорожной ситуации.
«Самое главное, что подобные инициативы никого не оставляют равнодушными, — подчеркнул Владимир Плякин. — Потому что мы все, депутаты, обязаны понимать, чего хотят наши избиратели, какие у них есть проблемы. Когда чиновник — неважно, региональные или муниципальный — едет на работу на служебной машине, а народ в это время трясется в переполненных автобусах, которые к тому же идут максимально нелогичными и некомфортными маршрутами, это ненормально и такого быть не должно. Нужно предпринимать любые шаги к решению этих проблем, потому что, если просто закрывать на них глаза, ничего не получится».
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Плякин , Оксана Фадина , Алексей Диденко