Рунет колеблется между анонимностью и безопасностью
В весеннюю сессию законодатели усилили борьбу с нелегальным контентом в Сети
Со второй половины 2000-х годов началось бурное развитие российского сегмента Интернета. Усложняющиеся с каждым годом коммуникации требуют регулирования, в том числе законодательного. Но ограничения интернет-пространства напоминают попытки заколотить щели в доме с тысячью окон: пользователи всегда оказываются на шаг впереди законодателей, используя технологии, позволяющие обойти или нарушить запреты. В заканчивающуюся весеннюю сессию парламентарии попытались найти баланс между необходимостью контроля за распространяемым в Интернете контентом и необоснованными запретами.
Чёрные «зеркала»
В конце июля Государственная Дума приняла, а Совет Федерации одобрил закон о запрете анонимайзеров и VPN. После вступления нормы в силу сервисы, работающие на территории России, не смогут предоставлять доступ к информации, ранее запрещённой к распространению на территории страны. Пресекать попытки обойти ограничения будет Роскомнадзор, в связи с чем документ возлагает на него ряд новых функций.
В Интернете появится легальное поле, которое станет правильно работать и будет менее подвержено разного рода атакам.
В частности, ведомство обяжут разработать и утвердить методику мониторинга сетевого пространства на предмет поиска сервисов, предоставляющих возможность доступа к заблокированным ресурсам. Обнаружив такие ресурсы, надзорная служба должна определить хостинг-провайдеров, разместивших у их у себя, и направить им запросы с требованием передать информацию, которая поможет идентифицировать лиц или организации, осуществляющих обход блокировок. Впрочем, эксперты отмечают, что если российским хостерам придётся выполнить все требования надзорного ведомства, то зарубежные хостеры могут их попросту игнорировать.В логику регулирования укладывается и принятый парламентариями в конце июня закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов, направленный на снижение количества нелегального контента в Рунете. Документ вводит в правовое поле понятие «копии заблокированного сайта», согласно которому «зеркало» определяется как сайт, сходный до степени смешения с порталом, доступ к которому ограничен в связи с неоднократным и неправомерным размещением содержащей объекты авторских прав информации.
«Я думаю, что государство взяло правильный курс на то, чтобы разными способами наших граждан приучать к легальному общению в Интернете, — отметил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР). — Потому что ещё несколько лет назад в Рунете царил хаос, когда 99 процентов контента было пиратским. Это касалось и лицензионных программ, компьютерных игр, видеофильмов, музыки, другой подобной продукции. Поэтому те проекты законов, которые Госдума рассматривает и будет принимать, направлены на системный подход к обеспечению прав граждан, которые этот контент распространяют легально. В Интернете появится легальное поле, которое станет правильно работать и будет менее подвержено разного рода атакам».
Действовать закон о блокировке «зеркал» начнёт с 1 октября. Документ уже подписал Президент России Владимир Путин.
Мессенджеры ответят за пользователей
Ближе к завершению весенней сессии депутаты и сенаторы приняли закон, запрещающий анонимное общение в мессенджерах. В числе обязанностей, возложенных новыми нормами на операторов обмена мгновенными сообщениями, — идентификация пользователей, обеспечение конфиденциальности обмена информацией и ограничение возможности распространять данные, нарушающие требования действующего законодательства. Кроме того, сервисы обязали обеспечить по требованию властей массовую рассылку сообщений. Эту норму приняли на случай чрезвычайных ситуаций, когда необходимо срочно оповестить население о стихийных или техногенных угрозах.
«Наша фракция выступала против закона об ограничениях мессенджеров, и я поддерживаю эту позицию», — рассказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, депутат от ЛДПР Борис Чернышов.
По мнению депутата, общество и так слишком зарегулировано прямыми запретами, что противоречит принципам самореализации, выбора, свободы совести и общения.
«Регулирование Интернета полезно, потому что защищает пользователей от негативных вещей, связанных с распространением порнографии, наркотиков и так далее, — подчеркнул законодатель. — Но с другой стороны, это вмешательство в сферу персонального общения. Личное пространство «схлопывается», особенно в крупных городах, где на человека оказывается серьёзное шумовое и информационное давление. И если мы будем жёстко регулировать Интернет, такие ограничительные меры могут негативно сказаться на психическом здоровье граждан».
Противоправный контент станет невыгодным
В середине июля депутаты Госдумы от «Единой России» Сергей Боярский и Андрей Альшевских внесли на рассмотрение коллег законопроект, согласно которому социальные сети с месячной аудиторией более двух миллионов пользователей будут обязаны удалять в течение суток информацию, направленную на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной розни, а также информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Авторы предложили ввести штраф за отказ удалять такой контент в размере от трёх до пяти миллионов рублей для физических лиц и от 30 до 50 миллионов рублей для юридических лиц. Кроме того, законопроект обязывает зарубежные соцсети учредить представительства в России и создать специальные формы, с помощью которых пользователи сети могли бы жаловаться на запрещённый контент.
«Нужно идти в ногу со временем, коль скоро эта сфера активно развивается и оказывает всё большее влияние на потребителей информации, — объяснил суть инициативы один из её авторов, член Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский. — Почему у нас на улицах законы действуют, а в Интернете — нет?»
По словам депутата, добропорядочного пользователя ужесточение законодательства не коснётся, и он даже не заметит его принятия. Законопроект, в первую очередь, направлен на то, чтобы площадки, которые «зарабатывают в российском сегменте Интернета огромные деньги», разделили гражданскую ответственность за то, что происходит в онлайн-пространстве, и более тщательно и оперативно фильтровали контент. В частности, говорит законодатель, изменения затронут популярную видеоплатформу YouTube, некоторые каналы которой сравнимы со зрительской аудиторией федерального телевидения.
«В случае если там будет размещён какой-то ролик, содержащий экстремистские призывы или клевету, то пользователи смогут пожаловаться, и YouTube должен будет отреагировать, — уточнил Боярский. — Если будет доказано, что материал содержал такую информацию, а платформа его не удалила, то ей грозит штраф до 50 миллионов рублей».
Впрочем, законопроект вызвал нарекания со стороны Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также Правового управления нижней палаты парламента. В результате в конце июля авторы инициативы отозвали законопроект, пообещав снова внести его в 30-дневный срок, чтобы коллеги могли рассмотреть документ в осеннюю сессию.
Сети детям не игрушка
Примерно такая же судьба у законопроекта «О правовом регулировании деятельности социальных сетей», который в апреле внёс в Госдуму член Комитета по международным делам Виталий Милонов. Согласно документу, дети в возрасте до 14 лет не смогут пользоваться соцсетями, а все остальные будут обязаны верифицироваться в них по удостоверениям личности, позволяющим установить возраст пользователя. Кроме того, автор документа предложил запретить пользователям регистрироваться в социальных сетях под вымышленными именами и распространять скриншоты переписки без разрешения её участников.
Сегодня уже достаточно принято и внесено на рассмотрение законов, но, к сожалению, пока полностью обезопасить наших граждан в Интернете невозможно.
После того как проект закона раскритиковала общественность, его отклонил думский Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Однако депутат сообщил «Парламентской газете», что законопроект снова поступит на рассмотрение Госдумы в осеннюю сессию, когда в него будут внесены необходимые правки.«В его актуальности не сомневается никто, вопросы заключаются только в деталях, — рассказал Виталий Милонов. — Во-первых, необходимо уточнить дефиницию «социальная сеть», во-вторых более глубинно проработать терминологию регулирования социальных сетей — что есть «репост», «лайк» и так далее. Ну и те замечания, которые поступили от экспертного сообщества, обязательно будут учтены».
Отметим, что в середине июля депутат также обратился в Роскомнадзор с просьбой рассмотреть возможность блокировки на территории России приложений для онлайн-знакомств. По мнению Милонова, такие приложения развращают молодёжь и вовлекают её в занятие проституцией.
«Интернет с каждым годом и часом становится всё более значимым в нашей жизни, и регулирование так или иначе необходимо всем «онлайновым» явлениям — начиная с криптовалют и заканчивая мессенджерами», — пояснил парламентарий.
Он также выразил убеждённость, что главная сильная и одновременно слабая сторона в Интернете заключается в его анонимности, поскольку анонимностью нередко пользуются люди, которые преследуют злодейские цели — террористы, мошенники. Поэтому, считает Милонов, регуляторам Интернета необходимо найти баланс между анонимностью и безопасностью.
«Сегодня уже достаточно принято и внесено на рассмотрение законов, но, к сожалению, пока полностью обезопасить наших граждан в Интернете невозможно, — сетует в свою очередь Андрей Свинцов. По мнению замглавы думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, социальную ответственность в Сети должно нести не только государство, но и сами граждане. Рецепт прост: не пользоваться нелегальным контентом, соблюдать действующее законодательство и по возможности не скупиться на легальное программное обеспечение, которое защищает пользователей от хакерских атак и других сетевых угроз».
Что запрещают в иностранных сетях?
В США попытки регламентировать доступ несовершеннолетних к материалам в Интернете предпринимаются с середины 90-х годов. Например, в 1996 году на федеральном уровне был принят Communications Decency Act, признающий незаконным размещение в Сети «заведомо оскорбительного контента». А на рубеже двухтысячных американские законодатели приняли Child Online Protection Act, ограничивающий доступ несовершеннолетних к «вредоносному» контенту в сети Интернет.
Оба акта впоследствии были признаны неконституционными и их действие отменено. Причина — ущемление права граждан, в частности потому, что в документах не прописана процедура определения возраста пользователя. Впрочем, в настоящее время в США действует закон, обязывающий школы и библиотеки использовать специальные фильтры для защиты детей от нежелательного контента. Такие же фильтры по умолчанию должны использоваться и родителями в домашних условиях.
В европейских государствах доступ к информации в Интернете не ограничивается, а любые попытки регулирования приводят к обвинениям в цензуре. Ответственность за безопасность контента при этом несут провайдеры и специальные службы. Например, в Гааге с 2013 года действует Европейский центр борьбы с киберпреступностью, занимающийся в числе прочего противодействием распространения детской порнографии в сети Интернет. А в Германии за распространение в телекоммуникационных сетях информации, направленной на пропаганду войны или разжигание национальной, расовой или религиозной розни, предусмотрены огромные штрафы.
В Великобритании с 2013 года действует закон, предусматривающий системы фильтрации контента провайдером. Доступ к различным «вредным» информационным материалам может быть ограничен по обращению пользователя. По данным из открытых источников, всего за год работы системы такими фильтрами воспользовались около 40 процентов британских семей, где есть дети в возрасте от пяти до 15 лет. А в конце 2016 года Великобритания приняла закон, существенно расширяющий полномочия властей по доступу к частной информации граждан, в том числе -истории интернет-запросов. Согласно этому закону операторы связи обязаны хранить сведения об активности интернет-пользователей в течение года. Кроме того, 48 государственных органов получили право взламывать телефоны и компьютеры граждан для получения доступа к данным.
В Турции система фильтрации интернет-контента на базе провайдеров была запущена в 2011 году. Речь идёт не только о контенте, опасном для несовершеннолетних, но и о различных политических материалах. Так, например, запрещено размещать данные касающиеся деятельности Рабочей партии Курдистана. Кроме того, турецкие власти получили право блокировать интернет-ресурсы без решения суда.
В Китае основанное в 2008 году Министерство промышленности и информатизации менее чем за год разработало законодательное поле, полностью регулирующее деятельность интернет-пользователей. Уже в 2009 году ведомство закрыло доступ к десяткам тысяч сайтов, не имеющих специальной лицензии. Начиная с этого времени, министерство регулярно публикует сводку по сайтам на предмет «правдивости регистрационной информации». А в 2015 году ведомство утвердило правила, согласно которым сайты обязаны запрашивать у пользователя подтверждение его личности. На практике это означает, что если на сайте есть поле «Имя/фамилия», пользователь обязан подтвердить регистрацию с помощью удостоверения личности. Отметим, что доступ к большинству глобальных мессенджеров и социальных сетей в Китае полностью заблокирован — вместо них работают национальные аналоги.
Ещё материалы: Андрей Свинцов, Виталий Милонов, Сергей Боярский, Андрей Альшевских