Рукавишникова предложила создать международный Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта
Источник: Официальный сайт Совета Федерации
На межгосударственном уровне следует разработать общие этические нормы в сфере искусственного интеллекта (ИИ), которые могли бы быть восприняты в качестве рекомендаций для развития национального законодательства. Об этом заявила первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова, сообщается на сайте палаты.
Данный вопрос обсуждался во время дебатов на заседании ПАСЕ, посвящённых проекту Второго дополнительного протокола к Конвенции по киберпреступности о расширении сотрудничества и раскрытии электронных доказательств.
«В настоящее время в нашей стране проходит стадию экспертных обсуждений проект Национального кодекса этики в сфере искусственного интеллекта. Он устанавливает общие принципы и стандарты поведения», — сообщила Рукавишникова.
Она добавила, что кодекс является рекомендательным документом. Таким образом, нарушение его положений не повлечёт юридической ответственности. При этом сенатор отметила, что кодекс станет «действенным механизмом общественного воздействия на недобросовестных акторов искусственного интеллекта».
По мнению Рукавишниковой, распространение этого опыта на международном уровне позволит привлекать к участию в решении проблем в сфере кибербезопасности транснациональные корпорации. Кроме того, это будет в целом способствовать повышению эффективности системы противодействия киберугрозам.
Также в дебатах принял участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин. Он отметил, что работа над Вторым дополнительным протоколом к Конвенции шла очень медленно — пять лет. При этом он игнорирует современные виды киберугроз.
«В документе упомянуты только девять составов преступлений в компьютерной сфере, а их сегодня, по данным ООН, более 30. На пороге — искусственный интеллект, квантовые технологии. Об этих вещах протокол даже не упоминает», — подчеркнул сенатор.
Ещё один важный недостаток, по его словам, в том, что протокол закрепляет применение статьи 32b Будапештской конвенции. Данную конвенцию Россия не подписала. Как пояснил Кожин, это связано с тем, что 32-я статья указанного документа позволяет странам-участникам получить трансграничный доступ к информации, источник которой находится в другой стране. Для этого необходимо получить согласие лиц, которые участвуют в обработке данных. При этом уведомление компетентных органов страны, в которой находится источник информации, не предусмотрено.
«Данный подход фактически подразумевает неограниченную свободу проникновения в информационное пространство других стран, нарушает принцип государственного суверенитета», — подчеркнул сенатор, добавив, что эта проблема протоколом по-прежнему не решается.
Ранее в ООН призвали перенести управление цифровыми данными на глобальный уровень и выработать общие правила, для чего предлагается создать новый общий координирующий орган. Там отметили, что у стран нет общего подхода к управлению и трансграничному перемещению данных. Например, в США делается акцент на контроле данных частным сектором, в Китае — властями, а в Евросоюзе — каждым отдельным пользователем.