Все о пенсиях в России

вчераВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

два дня назадСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Российская стройка попала в зависимость от китайской спецтехники

О том, где пробуксовывает импортозамещение, говорили в Совете Федерации

17.07.2024 00:00

Автор: Николай Козин

Российская стройка попала в зависимость от китайской спецтехники
  © пресс-служба Росавтодор / РИА Новости

65 процентов строительной техники в России в 2023 году «приехала» из Китая. И эта тенденция только усиливается, говорят представители профильных ассоциаций: к 2025 году объемы закупок техники из Поднебесной могут превысить три миллиарда в долларовом эквиваленте. Несмотря на развернутые по всей стране программы импортозамещения, возможности отечественного машиностроения пока что сильно отстают от потребностей строительной отрасли. Как с этим бороться, и когда российская техника сможет потеснить импорт — разбиралась «Парламентская газета».

«Спрос по-прежнему крайне высокий»

Проблеме импортозамещения в области строительной техники был посвящен круглый стол «О мерах по обеспечению технологического суверенитета РФ при реализации инфраструктурных проектов, прошедший во вторник», 16 июля, на площадке Совета Федерации. В целом, его участники сошлись на том, что хотя тотальной зависимости и не наблюдается, уровень спроса на импортную технику — причем не только из дружественных, но и из недружественных стран — все равно остается высоким. Так, по словам заместителя руководителя Росавтодора Олега Ступникова, в I квартале 2024 года на импортную технику во всех подразделениях агентства приходилось порядка 48 процентов. При этом только 15 процентов из них составляла техника из дружественных стран.

«Наиболее выраженный перевес наблюдается в отношении сочлененных самосвалов, гусеничных экскаваторов, бульдозеров, асфальтоукладчиков и дорожных фрез, которых у нас [российского производства] вообще нет», — подчеркнул Ступников.

При этом не все так плохо. По роторным очистителям, бортовым грузовым автомобилям, косилкам, автокранам и комбинированным дорожным машинам, отметил замглавы Росавтодора, почти все потребности закрываются техникой российского производства. Да и в целом ей практически полностью обеспечен весь блок содержания и ремонта дорог. А вот в строительной отрасли — да, там перевес в сторону импорта куда более существенный.

«Исходя из проведенных нами исследований можно судить о том, что критической зависимости от импортной спецтехники в России сегодня нет, но спрос на нее по-прежнему остается крайне высоким», — заключил Ступников.

Другая проблема — обслуживание и содержание импортной техники. С этим у китайских производителей и дистрибьюторов тоже пока наблюдаются проблемы.

В Волгоградской области мужчина выстрелил в игравших на улице детей

Соучредитель Ассоциации импортеров и производителей спецтехники Юрий Килейников, говоря о перспективах отрасли, привел в пример японскую компанию Komatsu. Так, по его словам, Komatsu в свое время не выходила на российский рынок, пока не нарастила объемы и не обеспечила заинтересованность российских строительных компаний в таких объемах, которые позволили ей открыть на территории нашей страны полноценное рентабельное производство. Кроме того, по словам Килейникова, в России не лишним было бы перенять опыт сотрудничества все той же Komatsu с Китаем, где власти обязали ее не просто вести продажи, но создать совместное производство с одним из китайских концернов для эффективного и взаимовыгодного трансфера технологий.

«Также не стоит забывать о том, что спецтехника — продукт длительного использования, — подчеркнул Килейников. — И не все компании могут заставить свое оборудование качественно работать и поддерживать его работоспособность с течением длительного времени. У нас после начала СВО появилось много компаний и фирм, специализирующихся на продаже и перепродаже спецтехники. Но этого мало: у такой фирмы обязательно должна быть своя инфраструктура, персонал, пункты обслуживания, ремонта и модернизации. И порой вложения в них сопоставимы с вложением в основное производство».

«Есть позиции, по которым нам нужно расти»

Представители отрасли подготовили ряд предложений, которые позволили бы как минимум выровнять соотношение импортной и отечественной техники. Так, по словам директора Ассоциации импортеров и производителей спецтехники Егора Теплова-Барейши, одной из таких мер могло бы стать совершенствование механизма промышленной ипотеки и его распространение на крупных дистрибьюторов для строительства на территории России предприятий по ремонту и сервисных центров, а также введение специальных льготных программ кредитования для закупки техники и комплектующих.

«Также нам видится целесообразным подумать о выработке индивидуального подхода к индексации утильсбора на спецтехнику, — отметил Теплов-Барейша. — Например, устанавливать ее с учетом готовности предприятий к сотрудничеству и создание производств на территории России или наличия документально зафиксированных обязательств на выпуск определенного количества продукции, которое позволит занять определенную долю на российском рынке».

Профессор призвала не купаться в Крыму из-за нашествия медуз

Заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Станислав Черторыжский, в свою очередь, отметил, что большинство высказанных предложений так или иначе повторяют поручения правительства, озвученные в рамках плана по увеличению доли российской спецтехники на внутреннем рынке еще в 2023 году.

«2022 год показал, что у нас есть сильные производственные компетенции, позиции, в которых мы сильны, и позиции, в которых нужно расти, — подчеркнул Черторыжский. — По многим позициям, особенно в том, что касается землеройной и грузоподъемной техники, потребности рынка почти обеспечены. Есть узкие сегменты техники, которая традиционно либо выпускалась в ограниченном объеме, либо не выпускалась вовсе, но и по ним мы работаем: так, у нас реализуется проект по выпуску асфальтоукладчиков».

Единственное, против чего выступил Минпромторг в лице Черторыжского — в смягчении таможенно-пошлинного законодательства для комплектующих и компонентной базы.

«Это вопрос очень тонкий — мы сейчас, следуя вектору, принятому еще в 2014 году, глубоко идем в развитие производства собственной компонентной базы, — подчеркнул эксперт. — Поэтому снижение защиты рынка может явиться негативным фактором для развития российских компетенций. К таким вопросам нужно подходить осторожно».

В итоге участники обсуждения договорились сформировать комплексный поэтапный план развития отрасли специальной техники в России с учетом позиций всех участников и ассоциаций и выработать программу его реализации.

Читайте также:

• В Минтруде придумали, как спасти работника от падающего крана