Российская стройка попала в зависимость от китайской спецтехники
О том, где пробуксовывает импортозамещение, говорили в Совете Федерации
65 процентов строительной техники в России в 2023 году «приехала» из Китая. И эта тенденция только усиливается, говорят представители профильных ассоциаций: к 2025 году объемы закупок техники из Поднебесной могут превысить три миллиарда в долларовом эквиваленте. Несмотря на развернутые по всей стране программы импортозамещения, возможности отечественного машиностроения пока что сильно отстают от потребностей строительной отрасли. Как с этим бороться, и когда российская техника сможет потеснить импорт — разбиралась «Парламентская газета».
«Спрос по-прежнему крайне высокий»
Проблеме импортозамещения в области строительной техники был посвящен круглый стол «О мерах по обеспечению технологического суверенитета РФ при реализации инфраструктурных проектов, прошедший во вторник», 16 июля, на площадке Совета Федерации. В целом, его участники сошлись на том, что хотя тотальной зависимости и не наблюдается, уровень спроса на импортную технику — причем не только из дружественных, но и из недружественных стран — все равно остается высоким. Так, по словам заместителя руководителя Росавтодора Олега Ступникова, в I квартале 2024 года на импортную технику во всех подразделениях агентства приходилось порядка 48 процентов. При этом только 15 процентов из них составляла техника из дружественных стран.
«Наиболее выраженный перевес наблюдается в отношении сочлененных самосвалов, гусеничных экскаваторов, бульдозеров, асфальтоукладчиков и дорожных фрез, которых у нас [российского производства] вообще нет», — подчеркнул Ступников.
При этом не все так плохо. По роторным очистителям, бортовым грузовым автомобилям, косилкам, автокранам и комбинированным дорожным машинам, отметил замглавы Росавтодора, почти все потребности закрываются техникой российского производства. Да и в целом ей практически полностью обеспечен весь блок содержания и ремонта дорог. А вот в строительной отрасли — да, там перевес в сторону импорта куда более существенный.
«Исходя из проведенных нами исследований можно судить о том, что критической зависимости от импортной спецтехники в России сегодня нет, но спрос на нее по-прежнему остается крайне высоким», — заключил Ступников.
Другая проблема — обслуживание и содержание импортной техники. С этим у китайских производителей и дистрибьюторов тоже пока наблюдаются проблемы.
Соучредитель Ассоциации импортеров и производителей спецтехники Юрий Килейников, говоря о перспективах отрасли, привел в пример японскую компанию Komatsu. Так, по его словам, Komatsu в свое время не выходила на российский рынок, пока не нарастила объемы и не обеспечила заинтересованность российских строительных компаний в таких объемах, которые позволили ей открыть на территории нашей страны полноценное рентабельное производство. Кроме того, по словам Килейникова, в России не лишним было бы перенять опыт сотрудничества все той же Komatsu с Китаем, где власти обязали ее не просто вести продажи, но создать совместное производство с одним из китайских концернов для эффективного и взаимовыгодного трансфера технологий.
«Также не стоит забывать о том, что спецтехника — продукт длительного использования, — подчеркнул Килейников. — И не все компании могут заставить свое оборудование качественно работать и поддерживать его работоспособность с течением длительного времени. У нас после начала СВО появилось много компаний и фирм, специализирующихся на продаже и перепродаже спецтехники. Но этого мало: у такой фирмы обязательно должна быть своя инфраструктура, персонал, пункты обслуживания, ремонта и модернизации. И порой вложения в них сопоставимы с вложением в основное производство».
«Есть позиции, по которым нам нужно расти»
Представители отрасли подготовили ряд предложений, которые позволили бы как минимум выровнять соотношение импортной и отечественной техники. Так, по словам директора Ассоциации импортеров и производителей спецтехники Егора Теплова-Барейши, одной из таких мер могло бы стать совершенствование механизма промышленной ипотеки и его распространение на крупных дистрибьюторов для строительства на территории России предприятий по ремонту и сервисных центров, а также введение специальных льготных программ кредитования для закупки техники и комплектующих.
«Также нам видится целесообразным подумать о выработке индивидуального подхода к индексации утильсбора на спецтехнику, — отметил Теплов-Барейша. — Например, устанавливать ее с учетом готовности предприятий к сотрудничеству и создание производств на территории России или наличия документально зафиксированных обязательств на выпуск определенного количества продукции, которое позволит занять определенную долю на российском рынке».
Заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Станислав Черторыжский, в свою очередь, отметил, что большинство высказанных предложений так или иначе повторяют поручения правительства, озвученные в рамках плана по увеличению доли российской спецтехники на внутреннем рынке еще в 2023 году.
«2022 год показал, что у нас есть сильные производственные компетенции, позиции, в которых мы сильны, и позиции, в которых нужно расти, — подчеркнул Черторыжский. — По многим позициям, особенно в том, что касается землеройной и грузоподъемной техники, потребности рынка почти обеспечены. Есть узкие сегменты техники, которая традиционно либо выпускалась в ограниченном объеме, либо не выпускалась вовсе, но и по ним мы работаем: так, у нас реализуется проект по выпуску асфальтоукладчиков».
Единственное, против чего выступил Минпромторг в лице Черторыжского — в смягчении таможенно-пошлинного законодательства для комплектующих и компонентной базы.
«Это вопрос очень тонкий — мы сейчас, следуя вектору, принятому еще в 2014 году, глубоко идем в развитие производства собственной компонентной базы, — подчеркнул эксперт. — Поэтому снижение защиты рынка может явиться негативным фактором для развития российских компетенций. К таким вопросам нужно подходить осторожно».
В итоге участники обсуждения договорились сформировать комплексный поэтапный план развития отрасли специальной техники в России с учетом позиций всех участников и ассоциаций и выработать программу его реализации.
Читайте также:
• В Минтруде придумали, как спасти работника от падающего крана