Россия намерена штрафовать Google и Facebook за цензуру
Размеры санкций планируется определить поправками в Кодекс об административных правонарушениях
Законопроект об ответных мерах в отношении иностранных интернет-платформ, ограничивающих доступ к российским СМИ, может быть принят до конца года. По новому закону, если он будет принят, зарубежные сайты, работающие в России, будут оштрафованы или даже заблокированы в случаях, если они будут блокировать доступ к материалам российских СМИ в нарушение принятого законодательства. Пока идёт рассмотрение инициативы, Роскомнадзор подготовит предложения в КоАП об установлении конкретных сумм штрафов за акты цензуры, сообщил в интервью «Парламентской газете» глава Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
- Алексей Константинович, сегодня в Госдуму внесён законопроект об ответственности иностранных сетевых компаний за цензуру в отношении российских информационных ресурсов. Какие меры ответственности предусматриваются?
- Цель законопроекта — не блокировка зарубежных сайтов, а защита отечественных СМИ и российского информационного пространства. Необходимость его разработки связана с тем, что в последнее время участились случаи ограничения доступа к российским интернет-ресурсам со стороны иностранных сетевых компаний, работающих в нашей стране. Так, за последние 7 месяцев зафиксировано более 20 подобных случаев. В частности, Google, Facebook и другие компании блокировали интернет-каналы «Царьград», «Федеральное агентство новостей», «Ньюс Фронт» и отдельные материалы РИА Новости, Украина.ру, телекомпании RT.
Поскольку это превращается в регулярную практику, мы сочли необходимым отреагировать на такие нарушения принципа свободного доступа к информации на территории России. Думаю, что законопроект в ближайшее время будет рассмотрен в первом чтении, и может быть принят до конца года.
Мы предлагаем установить, что Роскомнадзор по согласованию с Министерством иностранных дел (поскольку речь идёт о зарубежных компаниях) сможет обращаться в Генеральную прокуратуру с предложением о принятии мер в случае таких нарушений. Причём блокировка — крайняя мера. Сначала Роскомнадзор выступит с предупреждением с тем, чтобы сетевая компания восстановила доступ к заблокированному ресурсу. Если реакции не будет, могут быть применены штрафные санкции. А вот если нарушитель так и не займёт конструктивную позицию, то может быть использован механизм блокировки — полной или частичной. Но будем надеяться, что дело обойдётся предупреждениями.
Блокировка — крайняя мера. Будем надеяться, что дело обойдётся предупреждениями.
Например, на прошлой неделе Роскомнадзор потребовал от Google разблокировать доступ к документальному фильму-расследованию о причинах гибели малазийского Боинга МН-17, который был размещён в YouTube интернет-каналом «Украина.ру». Google прислушался и восстановил доступ, хотя и сохранил ограничение - только для зрителей старше 18 лет.
- Какие штрафы могут грозить сетевым компаниям, если они откажутся восстановить доступ?
- Штрафы установят после принятия соответствующего закона — будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Санкции будут выноситься по представлению Роскомнадзора как официального регулятора деятельности СМИ на территории России.
Какими именно будут размеры штрафов, говорить ещё рано. Роскомнадзор пока не выступил с официальными предложениями. Полагаю, что санкции определят с учётом мирового опыта, и они будут зависеть от числа пользователей той или иной интернет-платформы в России. Чем шире охват, тем штрафы должны быть выше.
- А каков мировой опыт в этой сфере?
- По своим законам, регулирующим активность сетевых компаний, многие государства неоднократно выдвигали штрафные иски, например, компании Google. Самый свежий пример: 13 ноября Турция выставила Google иск в размере 26 млн долларов за нарушение антимонопольного законодательства.
Китай выдвигал претензии к зарубежным сетевым компаниям в связи с тем, что они использовали персональные данные подписчиков на китайской территории для размещения рекламного контента. А в апреле этого года Управление киберпространством КНР объявило, что будет принимать меры против коммерческих сайтов и социальных сетей, которые незаконно размещают различного рода информацию и новостные сообщения, не соответствующие китайскому законодательству.
- Как вы считаете, станет ли меньше цензуры со стороны Google и других зарубежных сетевых гигантов в России после вступления в силу такого закона?
- Прежде всего, мы должны исходить из того, что такие компании олицетворяют американское информационное присутствие в мире. Не случайно во время расследования так называемого «российского вмешательства во внутренние дела США» представителей этих компаний вызывали в комитет по разведке Сената и в Конгресс США, чтобы выяснить, были ли случаи их использования «российскими хакерами». Таким образом, в деятельности этих сетевых компаний есть политический подтекст. Причем практика блокирования наших СМИ и их материалов в Гугле или Фейсбуке началась как раз после того, как сетевики были «вызваны на ковёр».
Не могу исключить, что инциденты с блокировкой российских СМИ могут происходить и в дальнейшем. Думаю, что сетевые компании попробуют проверить, насколько серьезно Россия намерена следовать принятому закону, и уже после этого сделают выводы, как им вести себя дальше. И вот здесь мы должны проявить последовательность.
Ещё материалы: Алексей Пушков