России — уран да марганец, регионам — налоги
Правительство утвердило Стратегию развития минерально-сырьевой базы до 2050 года, в Совфеде предлагают простимулировать ее выполнение
Поиск дефицитных видов стратегического минерального сырья — марганца, урана, хрома, титана, вольфрама — должен стать приоритетом в геологоразведке. Ее ориентирование на поиск редкоземельных металлов и другого сырья необходимо для развития ключевых отечественных производств. Пока Россия себя в этом плане полностью не обеспечивает и зависит от импорта, между тем надобность в редкоземельных металлах растет из-за значительного ускорения темпов роста оборонно-промышленного комплекса, металлургии, химической индустрии, строительного сектора и других отраслей. Об этом говорится в утвержденной премьер-министром Михаилом Мишустиным Стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2050 года.
В Совете Федерации считают, что стратегическое планирование недропользования полезно для развития экономики, при этом важно стимулировать развитие добычи минерального сырья в регионах. В настоящее время сенаторы обсуждают возможность увеличения доли налога на добычу полезных ископаемых, которую можно было бы оставлять в субъектах, в частности, на территории Дальнего Востока. Об этом «Парламентской газете» сообщил первый заместитель председателя Комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов.
Все есть у самих, но не добываем
По запасам и добыче нефти, природного газа, угля, железных руд, никеля, кобальта, меди, вольфрама, золота, серебра, платиноидов, алмазов Россия сегодня входит в число мировых лидеров. Кроме того, наша страна обладает крупнейшими в мире разведанными запасами редких металлов, в том числе лития, ниобия, тантала, бериллия, ванадия, циркония, скандия, стронция, рубидия, цезия, галлия, гафния, индия, сырьевой потенциал которых является базой для развития новых технологий.
Вместе с тем по некоторым видам стратегического сырья сохраняется зависимость от внешних рынков. В группу дефицитных видов полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в существенной степени обеспечивается импортом, входят уран, марганец, хром, титан, бокситы, молибден, вольфрам, литий, бериллий, цирконий, ниобий, тантал, рений, редкоземельные металлы, графит.
И это при том, что в России уже разведаны значительные запасы практически всех видов дефицитных полезных ископаемых. Основными причинами недостаточного вовлечения в эксплуатацию национальной минерально-сырьевой базы такого рода сырья авторы стратегии называют отсутствие необходимых добывающих мощностей, эффективных промышленных технологий, высокую стоимость переработки полезных ископаемых, неблагоприятное географическое расположение месторождений.
В то же время низкий внутренний спрос при ограниченной конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках сдерживает заинтересованность инвесторов в развитии производственной базы горнодобывающей отрасли страны.
«Преодоление зависимости от импорта требует инвентаризации неиспользуемого фонда недр дефицитных видов сырья с его геолого-экономической оценкой, анализом и обновлением геолого-разведочных данных, разработкой новых технологий обогащения и глубокой переработки минерального сырья по всей цепочке получения конечных промышленных изделий», — говорится в стратегии.
Важнейшим стимулом эффективного освоения месторождений дефицитных ископаемых, по мнению кабмина, должно стать повышение внутреннего спроса на них, «в том числе за счет создания новых российских производств глубокого передела сырья и получения конечной высокотехнологичной продукции».
Утвержденная стратегия подразумевает два сценария развития. Базовый предполагает сохранение добычи полезных ископаемых практически на существующем уровне, а вот целевой — опережающее наращивание минерально-сырьевой базы для удовлетворения растущего спроса на полезные ископаемые в ключевых отраслях промышленности.
В стратегии определен приоритет геолого-разведочных работ для поиска дефицитных минералов (марганца, урана, хрома, титана, вольфрама и др.), ускоренного лицензирования таких месторождений и стимулирования их разработки.
По мнению Михаила Мишустина, необходимо существенно сократить зависимость от иностранных поставок, обеспечив в полном объеме текущие и перспективные потребности экономики в стратегических видах полезных ископаемых. «Ожидаем, что спрос на них будет значительно увеличиваться на фоне ускоренных темпов роста оборонно-промышленного комплекса, металлургии, химической индустрии, строительного сектора и других ключевых отраслей», — приводятся слова премьер-министра на сайте Правительства.
Регионам это выгодно, но нужны стимулы
В планах кабмина — реализовать стратегию в три этапа: первый рассчитан до 2030 года, второй — до 2040 года, третий — до 2050 года. Важный документ, по мнению Ивана Абрамова, министерствам, ведомствам и участникам рынка поможет понять, в каком направлении двигаться и какие технологии нужно осваивать в первую очередь. «Это такой цивилизованный подход развития экономики, когда поступательно и органы власти, и бизнес-сообщество понимают, как и куда двигаться и какие могут быть риски», — уточнил сенатор.
В качестве успешного примера реализации проектов по добыче дефицитных минералов парламентарий привел Амурскую область, которую он представляет в Совете Федерации. «У нас есть Куранахское ильменит-титаномагнетитовое месторождение — месторождение полиметаллических руд (железо, титан, ванадий, скандий), расположенное в Тындинском районе. В настоящее время инвестор устанавливает производственные мощности, в планах — производить около миллиона тонн железнорудного концентрата в год», — пояснил Абрамов.
Рядом, в Селемджинском районе на Сугодинско-Огоджинском месторождении угля приступили к строительству первой обогатительной фабрики на 2 миллионов тонн в год. В перспективе здесь будет построено еще шесть фабрик на 5 миллионов тонн каждая. Запасы оцениваются в объемах порядка 2 млрд тонн. От этого месторождения власти Амурской области ждут «хороших поступлений в бюджет по НДФЛ и по другим налогам», отметил сенатор.
По экспертной оценке, пропускная способность Восточного полигона железных дорог должна обеспечивать суммарные объемы перевозок угля, а также руд и концентратов металлов в 2025 году в объеме не менее 146 миллионов тонн, в 2030 году — 213 миллионов тонн, в 2035 году — 315 миллионов тонн.
Но пока это все планы. Чтобы реализовать их более эффективно, нужны и нестандартные решения. К примеру, сейчас сенаторы обсуждают возможность пересмотра доли НДПИ, которая перечисляется в региональные бюджеты на северных территориях. «Там суровые условия, но налоговой базы не хватает, в том числе на содержание социалки. Вот если бы чуть больше НДПИ оставалось у нас на территории хотя бы дальневосточных регионов. Я думаю, что надо начать именно с них, чтобы туда инвесторы шли охотнее», — пояснил Иван Абрамов.
Сенатор не исключил, что этот вопрос будет поднят на Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке с 3 по 6 сентября.
Читайте также:
• Некоторых стратегически значимых ископаемых России хватит лишь на 25 лет
Ещё материалы: Михаил Мишустин, Иван Абрамов