Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Что происходит в сфере воздушных перевозок и когда начнутся регулярные полеты МС-21
Несмотря на все санкции и разрывы логистических цепочек, России удалось избежать каннибализации самолетов и наладить поставку запчастей, в том числе импортных. Теперь главная цель — дождаться появления собственных моделей и параллельно обновить инфраструктуру аэропортов. О том, что происходит сегодня в отечественной авиации, политики, эксперты, главы регионов и профильных ведомств говорили в понедельник, 1 июля, на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах России при Совете Федерации. «Парламентская газета» рассказывает главное.
«Пробел, образовавшийся в первое время, удалось заполнить»
По словам главы Росавиации Дмитрия Ядрова, несмотря на все сложности, возникшие на начальных этапах из-за введенных против России многочисленных санкций, которые затронули в том числе и авиацию, больших проблем с деталями и ремонтом удалось избежать.
«Сегодня у нас парк воздушных судов насчитывает 1140 самолетов, — уточнил глава Росавиации в разговоре с «Парламентской газетой». — Из них порядка 270 — «эйрбасы» и 250 — «боинги». В первое время у авиакомпаний действительно образовался некоторый пробел в том, что касается запчастей. Сейчас они формируют оборотные склады, закупают необходимые комплектующие заранее. Удалось выстроить новые механизмы закупок, сформировать новые логистические цепочки взамен утраченных. Поэтому можно сказать, что возникшие сложности мы успешно преодолели».
Как отметил собеседник издания, прямое тому свидетельство — статистика инцидентов, связанных с воздушным транспортом: несмотря на разного рода публикации в СМИ и соцсетях, в глобальном плане количество инцидентов год от года снижается. Отметим, к слову, что это совпадает с данными «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта», согласно которым число авиапроисшествий, связанных с воздушными судами коммерческой авиации, в 2023 году упало почти на 47 процентов, а с воздушными судами авиации общего назначения — на 31,6 процента.
Удалось России избежать и каннибализации самолетов, которую еще год назад называли одной из основных опасностей, связанных с санкциями: когда воздушное судно выводится из эксплуатации и служит «донором» запчастей для других судов. По словам Дмитрия Ядрова, ни одного такого случая с самого 2022 года и по сегодняшний день зафиксировано не было.
«У нас парк техники не снижается, — подчеркнул глава Росавиации. — Мы видим определенное выбытие судов — примерно десять — пятнадцать единиц в год. Но это естественный и плановый процесс. Есть у нас ряд машин, которые находятся в стадии, скажем так, затянувшегося ремонта еще с прошлого года из-за сложностей с двигателями или, к примеру, стойками шасси, но их всего девятнадцать, а сам парк, я напомню, включает больше тысячи единиц».
Новые самолеты должны появиться в конце 2025 года
Не теряет надежд российская авиация и на появление новых моделей: в частности, многострадального МС-21, среднемагистрального пассажирского лайнера, разработка которого ведется еще с 2000-х годов. В марте 2024 года Объединенная авиастроительная корпорация заявила об очередном сдвиге сроков: теперь авиакомпании должны получить МС-21 только в 2025 году. Отвечая на вопрос о судьбе лайнера, Дмитрий Ядров уточнил, что это не совсем компетенция Росавиации, но тем не менее, по имеющейся информации, пока дальнейших переносов не планируется.
«Пока мы идем в графике — поставка первых девяти машин запланирована на конец следующего года, — подчеркнул собеседник издания. — Соответственно, в следующем году они уже могут выйти на маршруты».
Планируется и масштабная кампания по обновлению аэропортов. Согласно актуальной стратегии развития, к 2030 году их количество должно увеличиться с 228 до 242. В том числе новые аэропорты планируют построить на территориях Херсонской и Запорожской областей, а также Донецкой и Луганской народных республик, а львиную долю действующих — 116 — обновить, отремонтировать или реконструировать. Бюджет все и сразу не потянет, поэтому часть денег — порядка 99 миллиардов — возьмут из внебюджетных источников. В том числе из специального фонда для финансирования реконструкции аэродромов. Пополнять его будут за счет взносов авиакомпаний — специально для этого поднимут ставку сбора за аэронавигацию (то есть за обслуживание полетов) на 150 рублей. Как отметил Дмитрий Ядров, ФАС уже согласовала повышение ставки. Заработает новая система ориентировочно в августе, когда примут соответствующий федеральный закон, а первым аэропортом, который отремонтируют на собранные таким образом деньги, станет аэропорт Чебоксар.
«При этом далеко не факт, что компенсировать выпадающую таким образом прибыль компании будут за счет пассажиров, — отметил глава Росавиации. — Существует достаточно много инструментов, которые позволят им сделать это и собственными силами. Поэтому говорить, что после повышения ставки подорожают авиабилеты, не вполне корректно: возможно, где-то это и случится, но далеко не повсеместно».
В Совете Федерации, в свою очередь, призвали повысить объемы субсидирования на межрегиональных маршрутах и заявили о готовности включить этот вопрос в повестку на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектам. А также заявили о необходимости всячески содействовать ускорению развития собственного, отечественного авиапарка.
«Для ускорения производства отечественных самолетов необходимо оптимизировать все сертификационные процедуры. Завтра проводим совещание на эту тему, планируем подготовить конкретные поправки в нормативные акты», — подчеркнул глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов.
Напомним: ранее глава «Аэрофлота» Сергей Александровский заявлял, что компания планирует ввести в эксплуатацию к 2030 году 339 новых самолетов, в том числе ближне- и среднемагистральных.
Читайте также:
• Сделано в России и Белоруссии: союзники готовят совместный инновационный прорыв