Регулирование маркетплейсов и других цифровых платформ: необходимость или препятствие?

Необходимо ли регулировать маркетплейсы и другие цифровые платформы

26.07.2024 00:00

В современном мире цифровизация стала ключевым фактором развития как экономики, так и общества. Она открывает новые возможности для бизнеса, упрощает процессы и делает нашу жизнь более комфортной.

Онлайн-платформы — яркий пример проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь. От покупки товаров на «Авито» и «Вайлдберриз», заказа такси в «Яндекс Go» до онлайн-банкинга в Т-банке — цифровые платформы стали неотъемлемой частью нашего существования, делая его более удобным и доступным.

Статистика подтверждает масштабы цифрового преобразования: по данным ВШЭ, более 15,5 миллиона человек в России вовлечены в платформенную экономику. Это свидетельствует о колоссальной динамике и огромном потенциале цифровых технологий.

Но, как и у любой медали, у нее есть и оборотная сторона, скрывающая серьезные проблемы.

Глава 1:

Риски и вызовы платформенной экономики: как защитить права работников?

Платформенная экономика, с ее удобством и доступностью, быстро меняет ландшафт рынка труда.

Большинство работников на таких платформах — самозанятые. Отмечу, что в последние годы в России наблюдается стремительный рост числа таких граждан. Статистические данные говорят сами за себя: в 2020 году их было около 4,5 миллиона, а уже в 2023 году  — более 7 миллионов.

Однако эта привлекательная гибкость часто сопровождается рисками.

Отсутствие гарантий:

Социальная незащищенность — ключевая проблема. Платформенные работники зачастую лишены гарантий. Отсутствие отпусков и больничных, а также необходимость переработки для поддержания дохода создают неустойчивую среду труда. 

Неустойчивый доход: Работники вынуждены работать по гибкому графику и часто перерабатывать, чтобы получить достаточный доход. Эта нестабильность создает  неустойчивую среду труда.

Глава 2:

Проблемы государственного контроля:

Отсутствие трудовых отношений затрудняет государственный контроль над рынком труда. Это препятствует обеспечению справедливых условий труда и защите работников.

Сокращение страховых платежей: Поскольку работники не являются наемными,  платформы не обязаны платить страховые взносы за них, что приводит к сокращению поступлений в фонды социального страхования.

Недополученные налоговые отчисления: Неопределенность статуса платформ и работников усугубляет проблему недополученных налоговых отчислений, что тормозит развитие платформенной экономики.

Еще один недостаток — это система штрафов, которую применяют владельцы платформ к работникам. Работников, которые предлагают свои услуги и товары через интернет-платформы, могут оштрафовать за что угодно. Например, пешего курьера могут оштрафовать, если он опоздает на несколько минут. А таксистов и ремонтников — за плохие оценки и отзывы клиентов. Причем суммы санкций порой превышают доход человека, разместившего свое объявление или товар.

Единый отраслевой закон для цифровых платформ: необходимость и основные положения

В связи с этим выступаю за создание единого отраслевого закона для цифровых платформ. Такой закон должен предоставлять ясность и устойчивость правовой среде, обеспечивая баланс между интересами платформ, работников и потребителей.

Глава 3:

Ключевыми элементами регулирования должны стать:

Четкое определение понятий. Необходимо выработать единый понятийный аппарат, который будет однозначно определять субъектов платформенной экономики, их правовые статусы и типы взаимодействия. Это позволит избежать двойного толкования норм и создаст прозрачную правовую среду.

Хранение, обработка и передача данных. Вопросы в области данных являются ключевыми в платформенной экономике. На сегодняшний день именно количество данных, анализируемых цифровой платформой, свидетельствует о величине цифрового бизнеса. Особое внимание необходимо уделить защите персональных данных пользователей и работников платформ. Необходимо совершенствовать законодательство в области управления данными, регулирования сбора, обработки и передачи персональных данных в рамках цифровых платформ, обеспечивая при этом конфиденциальность и безопасность информации.

Налоговые отношения. Необходимо разработать механизмы налогового администрирования, которые будут справедливыми как для платформ, так и для работников.

Развитие саморегулирования. Часть вопросов может быть решена путем саморегулирования, например разработка кодексов этики и стандартов работы платформ. Важно создать механизмы контроля за соблюдением этих стандартов и обеспечить их эффективность.

Необходимо продолжать  диалог  между  законодателями,  цифровыми  платформами  и  платформенными  занятыми  для  того,  чтобы  разработать  регулирование,  которое  будет  способствовать  устойчивому  развитию  платформенной  экономики  в  России,  обеспечивая  при  этом  защиту  прав  и  интересов  всех  участников  этого  рынка.