Регионы рассчитываются по долгам
Профицит консолидированного бюджета составил 510 миллиардов рублей
Хорошая новость — Леонид Горнин, первый заместитель министра финансов России, на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обнародовал ряд цифр, которые свидетельствуют: застарелая и крайне неприятная проблема — громадная задолженность регионов бюджету и коммерческим банкам, начинает уменьшаться.
Пока не такими темпами, как хотелось бы, но с опережением плановых графиков на полтора процента. В абсолютных цифрах в прошлом году удалось отдать более 100 миллиардов долговых рублей. Но важнее другое: по словам Горнина, в абсолютном большинстве регионов удалось определить механизмы, гарантирующие сбалансированное и долговременное наполнение бюджетов.
Сенаторы подводят итоги
В 2018 году количество регионов, в которых задолженность превышает годовой объём валового регионального продукта (ВРП), уменьшилось, а число фактических банкротов среди российских территорий сократилось с двенадцати до восьми. В начале нынешнего года эта восходящая тенденция укрепилась: налоговые поступления растут, соотношение долговых обязательство к ВРП не превышает 25 процентов, впервые с 2007 года консолидированный бюджет сведён с профицитом, который составил 510 миллиардов рублей. А рассрочка выплаты долгов госбюджету рассчитана в щадящем режиме до 2029 года. Разумеется, если регионы будут выполнять взятые социально-экономические обязательства в рамках модельного планирования.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/04/09/articleImage/image/75/e0/1e/34/c5c45405e4dd1c9bd84d0c56afb570cc.jpg)
Словом, можно констатировать, что повседневная и кропотливая работа, которую на протяжении минимум трёх последних лет вели сенаторы с целью вытащить регионы из долговой ямы, начала приносить результаты вполне конкретные и осязаемые для жителей и столиц, и российской глубинки.
Стабильность для нацпроектов
Решения и методики, которые выработали законодатели в ходе этой работы, тем более актуальны, если помнить о наступающей эпохе грандиозных национальных проектов. Ведь нынешние долги регионов образовались во многом вследствие нескоординированности действий федерального Центра и местных властей: министерства и ведомства из Москвы спускали в регионы показатели социально-экономического развития, а источники финансирования обещали определить позже. Выполнять задания надо — и субъекты Федерации залезали в долги. Надо учитывать эти ошибки, реализуя национальные проекты стоимостью 25 триллионов рублей, как следует из слов Сергея Рябухина, председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/04/09/articleImage/image/b7/4c/07/f3/a2b87b2aedf642bc37d98e46708043da.jpg)
А такая опасность существует. К примеру, недавние изменения в Налоговом кодексе лишают регионы части доходов. В частности, Ульяновская область теряет около полутора миллиарда рублей вследствие перераспределения акцизов и налога на движимое имущество. Можно ли было это предвидеть, когда область заключала соглашение? Вряд ли. Рекомендация Минфину вполне логична: учитывать изменения в налоговом законодательстве при мониторинге исполнения бюджета и реструктуризации долгов.
Другая беда — задолженность коммерческим банкам, которая, хотя и несколько уменьшилась за последние годы, составляет около триллиона рублей из общего объёма в 2,1 триллиона рублей. Но дело даже не в объёме, а в суммах, которые местные органы власти платят по таким кредитам — от 18 и выше процентов годовых. Минфин, по словам Горнина, о проблеме знает, но пока никаких вариантов, как избавиться от этой долговой удавки, предложить не может.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/04/09/articleImage/image/f8/da/80/a6/7023c5809d6bdd106f2f50e7205b8d7d.jpg)
Свой вариант повысить устойчивость региональных бюджетов предлагают сенаторы. Елена Перминова, заместитель председателя Комитета палаты регионов по бюджету и финансовым рынкам, считает, что целесообразно компенсировать выпадающие доходы, отдав субъектам Федерации часть табачных акцизов, а также перераспределив поступления от алкогольной продукции и так называемых «средних дистиллятов» — нефтепродуктов, который формально не подходит под определение моторного топлива. Другой, нематериальный, ресурс, который предлагают использовать сенаторы, — обязать Правительство вносить изменения в Налоговый кодекс заблаговременно, как предусмотрено пунктом 2 статьи 53 Бюджетного кодекса РФ.
Эти и другие инициативы сенаторов были учтены в проекте постановления Совета Федерации, который будет рассмотрен на ближайшем пленарном заседании.
![Просмотров Просмотров](https://www.pnp.ru/static/422/i/ico_eye.png)
Ещё материалы: Сергей Рябухин