Регионы рассчитываются по долгам
Профицит консолидированного бюджета составил 510 миллиардов рублей
Хорошая новость — Леонид Горнин, первый заместитель министра финансов России, на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обнародовал ряд цифр, которые свидетельствуют: застарелая и крайне неприятная проблема — громадная задолженность регионов бюджету и коммерческим банкам, начинает уменьшаться.
Пока не такими темпами, как хотелось бы, но с опережением плановых графиков на полтора процента. В абсолютных цифрах в прошлом году удалось отдать более 100 миллиардов долговых рублей. Но важнее другое: по словам Горнина, в абсолютном большинстве регионов удалось определить механизмы, гарантирующие сбалансированное и долговременное наполнение бюджетов.
Сенаторы подводят итоги
В 2018 году количество регионов, в которых задолженность превышает годовой объём валового регионального продукта (ВРП), уменьшилось, а число фактических банкротов среди российских территорий сократилось с двенадцати до восьми. В начале нынешнего года эта восходящая тенденция укрепилась: налоговые поступления растут, соотношение долговых обязательство к ВРП не превышает 25 процентов, впервые с 2007 года консолидированный бюджет сведён с профицитом, который составил 510 миллиардов рублей. А рассрочка выплаты долгов госбюджету рассчитана в щадящем режиме до 2029 года. Разумеется, если регионы будут выполнять взятые социально-экономические обязательства в рамках модельного планирования.
Словом, можно констатировать, что повседневная и кропотливая работа, которую на протяжении минимум трёх последних лет вели сенаторы с целью вытащить регионы из долговой ямы, начала приносить результаты вполне конкретные и осязаемые для жителей и столиц, и российской глубинки.
Стабильность для нацпроектов
Решения и методики, которые выработали законодатели в ходе этой работы, тем более актуальны, если помнить о наступающей эпохе грандиозных национальных проектов. Ведь нынешние долги регионов образовались во многом вследствие нескоординированности действий федерального Центра и местных властей: министерства и ведомства из Москвы спускали в регионы показатели социально-экономического развития, а источники финансирования обещали определить позже. Выполнять задания надо — и субъекты Федерации залезали в долги. Надо учитывать эти ошибки, реализуя национальные проекты стоимостью 25 триллионов рублей, как следует из слов Сергея Рябухина, председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
А такая опасность существует. К примеру, недавние изменения в Налоговом кодексе лишают регионы части доходов. В частности, Ульяновская область теряет около полутора миллиарда рублей вследствие перераспределения акцизов и налога на движимое имущество. Можно ли было это предвидеть, когда область заключала соглашение? Вряд ли. Рекомендация Минфину вполне логична: учитывать изменения в налоговом законодательстве при мониторинге исполнения бюджета и реструктуризации долгов.
Другая беда — задолженность коммерческим банкам, которая, хотя и несколько уменьшилась за последние годы, составляет около триллиона рублей из общего объёма в 2,1 триллиона рублей. Но дело даже не в объёме, а в суммах, которые местные органы власти платят по таким кредитам — от 18 и выше процентов годовых. Минфин, по словам Горнина, о проблеме знает, но пока никаких вариантов, как избавиться от этой долговой удавки, предложить не может.
Свой вариант повысить устойчивость региональных бюджетов предлагают сенаторы. Елена Перминова, заместитель председателя Комитета палаты регионов по бюджету и финансовым рынкам, считает, что целесообразно компенсировать выпадающие доходы, отдав субъектам Федерации часть табачных акцизов, а также перераспределив поступления от алкогольной продукции и так называемых «средних дистиллятов» — нефтепродуктов, который формально не подходит под определение моторного топлива. Другой, нематериальный, ресурс, который предлагают использовать сенаторы, — обязать Правительство вносить изменения в Налоговый кодекс заблаговременно, как предусмотрено пунктом 2 статьи 53 Бюджетного кодекса РФ.
Эти и другие инициативы сенаторов были учтены в проекте постановления Совета Федерации, который будет рассмотрен на ближайшем пленарном заседании.
Ещё материалы: Сергей Рябухин