Реестр авиадебоширов может появиться уже в этом году
Минтранс поддержал идею депутата Госдумы об ограничении полетов для злостных нарушителей
Только в прошлом году с рейсов сняли больше двух тысяч авиахулиганов. Чаще всего они курят, пьют и не пристегиваются, пояснили в Ассоциации туроператоров со ссылкой на Международную ассоциацию воздушного транспорта. Но бывают и нападения на экипаж, на других пассажиров, порча оборудования самолета. Пока у каждой авиакомпании в России свои правила для пассажиров и свои реестры дебоширов, что позволяет нарушителю сослаться, что он не знал о запретах, а в следующий раз просто полететь другой авиакомпанией. Но, судя по всему, в ближайшие месяцы в Воздушный кодекс внесут поправки, благодаря которым злостные нарушители даже билет на кукурузник купить не смогут. В теме разбиралась «Парламентская газета».
Три года без права на взлет
В мае этого года первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина написала письмо вице-премьеру Виталию Савельеву, в котором обратила внимание на необходимость создать единый реестр агрессивных авиадебоширов. Пока такого реестра нет, одни и те же нарушители устраивают свои опасные перфомансы снова и снова: не пустят их на борт одной авиакомпании, они просто купят билеты на рейс другой, где об их подвигах пока ничего не знают. Единый реестр это исправит, уверена депутат.
С ней согласен председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Причем, по его словам, инициативу создания черных списков дебоширов и наделения авиакомпаний полномочиями не продавать таким персонажам билеты депутаты выдвигали еще в 2012 году. Потом идею долго обсуждали, но не принимали, пока в 2016 году к Владимиру Путину не обратился тогдашний глава «Аэрофлота» с предложением создать черные списки нарушителей правил авиакомпаний и предусмотреть уголовную ответственность пассажиров за агрессивные действия. По иронии судьбы теперь он — тот вице-премьер Виталий Савельев, которому написала письмо Школкина.
Нилов рассказал «Парламентской газете», что законодатели хотят пойти дальше — составить общий для всех авиакомпаний список нарушений, за которые каждого злостного хулигана будут не только штрафовать, но и лишать доступа в авиатранспорт на срок от одного до трех лет.
Хулиганы большие и маленькие
Как выяснилось, сейчас занести в списки авиадебоширов недисциплинированного пассажира очень сложно. В 2023 году только «Аэрофлот» выявил 650 хулиганов, но лишь 18 из них удалось внести в черный список, по данным Школкиной. Остальные отделались штрафами за мелкое хулиганство.
Как пояснили в Минтрансе, процедуру отказа в перевозке пассажиру, внесенному в черный список конкретной авиакомпании, регламентирует статья 107.1 Воздушного кодекса. А там предусмотрена либо часть 6 статьи 11.17 КоАП — невыполнение требований командира воздушного судна, либо статьи УК — 213 (хулиганство) и 267.1 (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, совершенные из хулиганских побуждений). При этом дебошир может обжаловать в суде свое попадание в черный список авиакомпании.
«Суд сегодня если и выносит решения о компенсации нарушителями, то неохотно, при этом считают только прямые расходы авиакомпании. Никто не учитывает моральный ущерб, в том числе нанесенный экипажу при исполнении обязанностей. Уголовные дела возбуждаются редко, в основном нарушителей наказывают только штрафами. А главное, такой пассажир потом снова может лететь без ограничений», — пояснила Надежда Школкина.
Общие правила на законодательном уровне нужны еще и потому, что не все авиакомпании одинаково ответственны, считает Ярослав Нилов: «Нормальные авиакомпании заботятся о безопасности и действуют четко. Без перегибов, но принципиально, без оглядки на погоны и должности пассажира. Но есть такие, у кого в приоритете не безопасность, а расширение клиентуры, поэтому они осторожно заносят людей в черный список. И вот если такие не захотят брать информацию из единого реестра или решат пустить на борт авиадебошира, пусть потом тоже отвечают за нанесенный им ущерб».
Инициативу Школкина выдвинула вместе с «Аэрофлотом» и рассчитывает, что соответствующие поправки в Воздушный кодекс удастся внести уже этой осенью. В Минтрансе «Парламентской газете» подтвердили, что инициативу поддерживают.
Читайте также:
• Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Ещё материалы: Надежда Школкина, Виталий Савельев, Ярослав Нилов, Владимир Путин