Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Реестр авиадебоширов может появиться уже в этом году

Минтранс поддержал идею депутата Госдумы об ограничении полетов для злостных нарушителей

14.08.2024 00:00

Автор: Марина Киселева

Реестр авиадебоширов может появиться уже в этом году
  © Юрий Инякин/ПГ

Только в прошлом году с рейсов сняли больше двух тысяч авиахулиганов. Чаще всего они курят, пьют и не пристегиваются, пояснили в Ассоциации туроператоров со ссылкой на Международную ассоциацию воздушного транспорта. Но бывают и нападения на экипаж, на других пассажиров, порча оборудования самолета. Пока у каждой авиакомпании в России свои правила для пассажиров и свои реестры дебоширов, что позволяет нарушителю сослаться, что он не знал о запретах, а в следующий раз просто полететь другой авиакомпанией. Но, судя по всему, в ближайшие месяцы в Воздушный кодекс внесут поправки, благодаря которым злостные нарушители даже билет на кукурузник купить не смогут. В теме разбиралась «Парламентская газета».

Три года без права на взлет

В мае этого года первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина написала письмо вице-премьеру Виталию Савельеву, в котором обратила внимание на необходимость создать единый реестр агрессивных авиадебоширов. Пока такого реестра нет, одни и те же нарушители устраивают свои опасные перфомансы снова и снова: не пустят их на борт одной авиакомпании, они просто купят билеты на рейс другой, где об их подвигах пока ничего не знают. Единый реестр это исправит, уверена депутат.

С ней согласен председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Причем, по его словам, инициативу создания черных списков дебоширов и наделения авиакомпаний полномочиями не продавать таким персонажам билеты депутаты выдвигали еще в 2012 году. Потом идею долго обсуждали, но не принимали, пока в 2016 году к Владимиру Путину не обратился тогдашний глава «Аэрофлота» с предложением создать черные списки нарушителей правил авиакомпаний и предусмотреть уголовную ответственность пассажиров за агрессивные действия. По иронии судьбы теперь он — тот вице-премьер Виталий Савельев, которому написала письмо Школкина.

Нилов рассказал «Парламентской газете», что законодатели хотят пойти дальше — составить общий для всех авиакомпаний список нарушений, за которые каждого злостного хулигана будут не только штрафовать, но и лишать доступа в авиатранспорт на срок от одного до трех лет.

В РЖД рассказали, откуда взялись билеты из Анапы за 86 тысяч

Хулиганы большие и маленькие

Как выяснилось, сейчас занести в списки авиадебоширов недисциплинированного пассажира очень сложно. В 2023 году только «Аэрофлот» выявил 650 хулиганов, но лишь 18 из них удалось внести в черный список, по данным Школкиной. Остальные отделались штрафами за мелкое хулиганство.

Как пояснили в Минтрансе, процедуру отказа в перевозке пассажиру, внесенному в черный список конкретной авиакомпании, регламентирует статья 107.1 Воздушного кодекса. А там предусмотрена либо часть 6 статьи 11.17 КоАП — невыполнение требований командира воздушного судна, либо статьи УК — 213 (хулиганство) и 267.1 (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, совершенные из хулиганских побуждений). При этом дебошир может обжаловать в суде свое попадание в черный список авиакомпании.

«Суд сегодня если и выносит решения о компенсации нарушителями, то неохотно, при этом считают только прямые расходы авиакомпании. Никто не учитывает моральный ущерб, в том числе нанесенный экипажу при исполнении обязанностей. Уголовные дела возбуждаются редко, в основном нарушителей наказывают только штрафами. А главное, такой пассажир потом снова может лететь без ограничений», — пояснила Надежда Школкина.

Общие правила на законодательном уровне нужны еще и потому, что не все авиакомпании одинаково ответственны, считает Ярослав Нилов: «Нормальные авиакомпании заботятся о безопасности и действуют четко. Без перегибов, но принципиально, без оглядки на погоны и должности пассажира. Но есть такие, у кого в приоритете не безопасность, а расширение клиентуры, поэтому они осторожно заносят людей в черный список. И вот если такие не захотят брать информацию из единого реестра или решат пустить на борт авиадебошира, пусть потом тоже отвечают за нанесенный им ущерб».

Инициативу Школкина выдвинула вместе с «Аэрофлотом» и рассчитывает, что соответствующие поправки в Воздушный кодекс удастся внести уже этой осенью. В Минтрансе «Парламентской газете» подтвердили, что инициативу поддерживают.

© ПГ

Читайте также:

• Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов