Пленарное заседание Государственной Думы

14:25Добровольцы возместят ущерб за порчу военной техники

13:59Оформить машино-место в собственность станет проще

13:57Володин предложил изучить, как регионы решают проблемы в сфере трудовой миграции

Расизм в США: нация, по-прежнему разделенная в равенстве

17.01.2023 10:56

Вся история США пронизана эволюцией идей расизма, их развитием от законодательно определенных форм эксплуатации темнокожего населения, подневольно доставлявшегося в Новый Свет как самая дешевая рабочая сила, до неприкрыто дискриминационного отношения к темнокожим гражданам США в современности.

Каких-либо по-настоящему действенных мер, направленных на истинное преодоление расового неравенства, США не принималось — имела место лишь трансформация форм расизма от наиболее радикальных и явных до глубинных, сокрытых внутри общественного восприятия. Борьба с «формальным расизмом» уступила борьбе с расизмом более чем реальным. Тем расизмом, с которым темнокожие граждане США с опасной регулярностью встречаются в повседневной жизни и сегодня.

Обращаясь к истории, мы можем увидеть, что от собственно рабства США переходили к использованию темнокожего населения для решения внутриполитических проблем, а конкретно — для обеспечения победы Союза над Конфедерацией. При этом всего за 5 лет до издания Прокламации об освобождении рабов, обеспечившей существенный перевес в конфликте в пользу северных штатов, Авраам Линкольн, на тот момент являвшийся кандидатом в Сенат США, заявлял: «Я никогда не поддерживал предоставление ****** (темнокожему населению. — Изменено А.К.) избирательных прав, или допуска в суды присяжных, или позволения занимать должности, или вступать в браки с белыми; я скажу в дополнение к этому, что налицо физическая разница между белой и черной расами, каковая, по моему мнению, и впредь не позволит обеим расам жить вместе на условиях социального и политического равенства. И поскольку они не могут жить вместе указанным образом, то, пока они остаются рядом, следует определить позиции выше- и нижестоящих, и я не менее любого другого выступаю за то, чтобы положение вышестоящих оставалось за белой расой». Но когда по прошествии 5 лет военная необходимость вынудила Союз, «все лица, удерживаемые как рабы на территории какого бы то ни было штата или части штата», были объявлены свободными.

А после того как темнокожее население США выполнило свою миссию в борьбе Севера и Юга, были всевозможные «дедушкины оговорки», фактически ограничивавшие избирательные права для впервые получивших формальную субъектность граждан, расовая сегрегация, в том числе санкционированная решениями Верховного суда США (например, дело 1896 года Плэсси против Фергюсона), и прочие совершенно не согласующиеся с демократическими стандартами практики.

Но ни запрет рабства и принятие 13-й поправки к Конституции США в 1865 году, ни последующая отмена в середине XX века ряда сегрегационных законов так и не смогли окончательно решить проблему укорененности расизма в США.

На современном этапе США официально заявляют о неприемлемости дискриминационной политики. Несмотря на обеспечение de jure формального равенства американских граждан и устранение правовой основы для реализации различного рода дискриминационных практик, проблема ущемления прав темнокожих американцев de facto не только не была окончательно решена, но и приобретает все новые формы выражения. В частности, как следует из проведенного The Economist в 2021 году опроса общественного мнения в США, 70% взрослых американцев рассматривают расизм в качестве реальной проблемы американского общества.

Существование расизма, как и необходимости принятия мер по его устранению, признается также на высшем государственном уровне, причем вне зависимости от политической и партийной принадлежности. И республиканцы, и демократы в данном контексте прямо подчеркивают существование в Соединенных Штатах системного расизма и социального неравенства. К примеру, старший советник президента США Дональда Трампа Келлиэнн Конуэй в начале июня 2020 года, в период массовых протестов в США, заявила, что в Соединенных Штатах существует институциональный расизм и отсутствует действительное равенство всех американских граждан. Схожую точку зрения тогда же излагал и ныне действующий президент США Джо Байден. Он обращал внимание на повсеместное распространение системного расизма, причем не только в правоохранительных органах, но и в самых разных других областях общественной жизни — жилищной сфере, здравоохранении и образовании.

Обеспокоенность действующего политического руководства США проблемой расизма имеет под собой глубокие социальные корни. Как показывают различные общественные исследования и статистические данные, цвет кожи американского гражданина в значительном количестве случаев оказывает существенное влияние на его социальное положение, отношение со стороны государственных органов, равно как и на уровень интеграции в общественные институты и процессы.

Одним из наиболее наглядных в практической плоскости последствий подобной ситуации является колоссальное экономическое неравенство, масштабы которого неоднократно подчеркивались в научных исследованиях. Так, согласно данным проведенного Брукингским институтом исследования уровня разрыва благосостояния американцев за 2016 год, бюджет «белого» домохозяйства превышает аналогичный показатель семьи афроамериканцев в 10 раз — 171 000 долларов против 17 150. В свою очередь, как следует из отчета Института активов и социальной политики Брандейского университета под названием «Разрыв в уровне благосостояния между чернокожим и белым населением» от 2019 года, домохозяйства чернокожих американцев имеют примерно 7 центов на доллар по сравнению с их «белыми» согражданами.

Существенный разрыв в положении темнокожих и белых граждан США наблюдается также в функционировании правоохранительной и пенитенциарной системы. В частности, как следует из актуальных данных Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, вероятность того, что темнокожий американец будет привлечен к ответственности и осужден на длительный срок в пять раз выше, чем для белого американца. Кроме того, как показывает статистика, темнокожие американцы также превосходят белое население по таким показателям, как количество заключенных в тюрьмах, лиц, застреленных полицией, а также осужденных, в отношении которых была применена смертная казнь. К примеру, согласно отчету Бюро статистики юстиции США о состоянии пенитенциарной системы в 2018 году, чернокожие американцы составляли 33% от общего числа заключенных в стране, что почти в три раза превышает их долю взрослого населения США (12%). Аналогичный показатель для белого населения при этом имеет абсолютно противоположную динамику — 30% против 63%.

Подобные данные недвусмысленно свидетельствуют о тяжелых последствиях накопленного за столетия неравенства и дискриминации, требуя как от власти, так и от общества в целом существенных усилий по исправлению ситуации. В то же время подобные усилия, как это нередко бывает, могут приобретать совершенно неожиданный и даже противоположный изначальному замыслу характер, особенно в идеологической плоскости.

Это произошло с получившей в последнее время широкую поддержку критической расовой теорией, разработанной еще в 1970-е годы в Гарварде. В ее основу положена идеология угнетения афроамериканцев и прочих меньшинств белым населением в силу самого факта его существования, а также признания существующего законодательства и общественного устройства по определению расистским в силу его формирования в эпоху рабовладения и расовой дискриминации. Идея поиска причин распространения подобного бесчеловечного отношения и возможных способов восстановления всеобщего равенства имеет исключительную важность. Однако подобное злоупотребление историческим прошлым и идеями справедливости не способно решить проблему расизма. Это в действительности приводит к обратному эффекту — позитивной дискриминации, угнетению уже белого населения, не согласного с подобным искаженным вариантом справедливости, и разложению общества.

Одним из триггеров, с новой силой актуализировавших критическую расовую теорию, и, что не менее важно, ее практическое применение стала гибель в 2020 году от рук полиции афроамериканца Джорджа Флойда и последовавшие за ней массовые протесты под лозунгом «Жизни чернокожих важны» (Black Lives Matter, BLM). Схожая ситуация рискует повториться и сейчас. В середине января 2023 года близкий родственник соосновательницы движения BLM Патриссы Каллорс погиб после того, как полицейский применил к нему электрошокер. При этом подобные события, по сути, становятся основой еще большего разворота маятника расизма в сторону «бывших угнетателей», что наглядно проявляется, в частности, в широком распространении практики так называемой культуры отмены (cancel culture).

Культура отмены, получившая широкое распространение среди сторонников критической расовой теории, и, в частности, движения BLM, предполагает выражение социального порицания, бойкота любого субъекта, выражающего несогласие с новыми идеями социальной справедливости. Сейчас в США подобная позиция может привести к отчислению учащегося из учебного заведения, увольнению с работы, равно как и ко многим другим негативным последствиям. Показательным в этой связи является отчисление в июле 2021 года из частной школы в Огайо нескольких обучающихся в связи тем, что их матери выступили против преподавания критической расовой теории, положенной в основу движения BLM.

В данном случае не являются исключением и так называемые лидеры мнений. К примеру, с жесткой критикой американская общественность обрушилась на известного музыкального исполнителя Канье Веста, который на одном из своих модных показов вышел не, как положено, в футболке с лозунгом «Black Lives Matter», а с надписью «White Lives Matter» («Жизни белых важны»).

В то же время состояние американского общества сегодня таково, что ощутить последствия обратного расизма «белые угнетатели» могут даже и в отсутствие какой-либо критики новых реалий социальной справедливости, просто в силу своего существования. Так произошло со смотрителями-волонтерами Чикагского института искусства (белыми мужчинами и женщинами), более сотни которых были уволены в 2021 году новым, темнокожим директором Вероникой Стайн исключительно по причине необходимости соблюдения так называемой инклюзивности, расового разнообразия.

При этом сама по себе принадлежность к белой расе сегодня автоматически рассматривается значительной частью общества в качестве вины за исторические ошибки, что закономерно влияет на взгляды самих американцев. Согласно проведенному Pew Reserch Center в 2019 году опросу, только 15% белых американцев рассматривают расу в качестве значимого элемента своей идентичности, тогда как для чернокожего населения этот показатель составляет 74%.

Тем самым американское общество сталкивается с масштабной и многовекторной проблемой системного расизма. С одной стороны, она сопряжена с объективно существующими проявлениями социального неравенства темнокожего населения, а с другой — de facto с «белым расизмом» и гипертрофированной позитивной дискриминацией. Подобная конъюнктура осложняет достижение реальных положительных изменений и приводит к еще большему расколу общества. При этом для целей сглаживания насущной расовой проблемы власти США не стесняются использовать самые нетривиальные методы — распространять идею собственной исключительности среди американского населения, что, как показывает практика, служит не только средством сплочения расово разрозненного населения, но и опорой для проведения США неонацистской политики в форме непосредственного вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом распространения демократических ценностей.