Путь к сердцу избирателя лежит через телеэфир
Кандидаты на пост президента смогут агитировать в СМИ начиная с 17 февраля, но распространять листовки и расклеивать баннеры можно и раньше
Тема: Как проходили выборы Президента России в 2024 году
Для предвыборной агитации в ходе президентской кампании 2024 года большинство политических партий и зарегистрированных кандидатов смогут бесплатно использовать время теле- и радиоканалов, а также полосы в печатных изданиях. Кроме того, кандидаты имеют право распространять агитационные материалы в виде баннеров и листовок, которые оплачены за счет избирательного фонда и представлены в избирательную комиссию. Об этом сообщили на заседании ЦИК 17 января.
Некоторым за свой счет
Ровно через месяц, с 17 февраля, начнется период агитации в СМИ. Он продлится до 14 марта включительно. Для проведения такой агитации части партий и кандидатов предоставят бесплатное время в теле- и радиоэфирах и места для публикаций в государственных периодических печатных изданиях.
Распределяются такие места и время с помощью жеребьевок. В ходе заседания ЦИК были утверждены два постановления о порядке их проведения. Жеребьевки пройдут после завершения регистрации кандидатов, но не позднее 15 февраля.
«Эфирное время должно быть предоставлено на пяти телеканалах — это Первый канал, «Россия 1», «Россия 24», «ТВ Центр» и ОТР, а также на трех радиоканалах — «Маяк», «Вести FM» и «Радио России», бесплатная печатная площадь будет предоставляться в 13 общероссийских государственных периодических печатных изданиях», — рассказала секретарь Центризбиркома Наталья Бударина.
Особенностью этого избирательного цикла станет первое применение нормы Закона «О выборах Президента Российской Федерации» о том, что бесплатное эфирное время и печатную площадь не предоставляют кандидатам и партиям, если кандидат от такой партии на предыдущих выборах получил менее чем два процента голосов избирателей в свою поддержку. Эти партии и кандидаты вправе участвовать в жеребьевке и получить долю эфирного времени и печатной площади из бесплатного объема, но за плату.
Эта особенность коснется партии «Российский общенародный союз», которая выдвинула в качестве кандидата Сергея Бабурина, кандидата Бориса Надеждина от партии «Гражданская инициатива» и кандидата Сергея Малинковича от партии «Коммунисты России», отметила Бударина.
При этом самим СМИ в ближайшее время напомнят о правилах информирования аудитории об избирательной кампании и кандидатах. Им отправят рекомендации, разъяснения и памятки, сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова.
В целом же делать это нужно на основе Закона «О средствах массовой информации». «Закон говорит о том, что информационное освещение должно осуществляться объективно, достоверно и на принципах равенства кандидатов», — отметила председатель ЦИК.
Оплата только через фонд
Однако кандидатам вовсе не обязательно ждать 17 февраля, чтобы заявить о себе. Это можно сделать и раньше, но другим путем. Например, сейчас уже можно увидеть различные предвыборные баннеры и листовки.
«Согласно требованиям закона, агитационные материалы могут распространяться кандидатом, если они предварительно оплачены им за счет избирательного фонда и представлены до начала распространения в избирательную комиссию», — пояснила Памфилова. По данным на 12 января, кандидаты официально представили более тысячи агитационных материалов, отметила она.
То есть как только у выдвинутого кандидата появляется такой фонд и ресурсы в нем, этот человек получает право, исходя из финансовых возможностей, изготавливать и после представления в комиссию распространять такие материалы. «Это законом не запрещено», — заверила председатель ЦИК.
Таким образом, главное — правильно оплатить и документально оформить подобные способы агитации.
Читайте также: