Проект о присоединении РФ к конвенции о затонувших судах внесён в Госдуму
Законопроект: № 1212908-7
Правительство внесло в Госдуму законопроект о присоединении России к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.
Документ принят 18 мая 2017 года в столице Кении — Найроби. Он применяется к судам, затонувшим в исключительной экономической зоне государства. Государство-участник может распространить применение Конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море.
В соответствии с конвенцией, государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщать об инциденте, из-за которого судно затонуло. Кроме того, о нём требуется уведомить мореплавателей и заинтересованные страны.
Если оно представляет опасность для окружающей среды, его должен удалить собственник или, если он этого не сделает, государство. В последнем случае владелец также несёт все расходы по установлению места нахождения судна и его ликвидации.
Суда валовой вместимостью 300 и более должны быть застрахованы или иметь иное финансовое обеспечение. Также конвенция обязывает её участников требовать страхования ответственности не только от собственников судов, плавающих под флагом их государств, но и от всех других, заходящих в порты этих стран.
Как указано в пояснительной записке, применение такого механизма в том числе позволит профинансировать работы по удалению затонувших судов, требовать от всех иностранных судов, заходящих в российские воды, выполнения положений конвенции.
Как следует из законопроекта, Россия готова присоединиться к конвенции с оговорками. Так, государство не согласно следовать статье, в соответствии с которой любые споры, возникшие между странами-участницами, решают в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Читайте также:
• Кабмин: присоединение к конвенции о затонувших судах решит вопрос их утилизации в РФ • В Арктике ликвидируют «кладбище затонувших кораблей» • Правительство утвердило план по очистке акваторий ДФО от затонувших судов
Требования документа будут распространяться только на затонувшие суда, находящиеся в пределах РФ, в том числе в территориальном море.
В кабмине также отметили, что неучастие России в конвенции создаёт ситуацию, когда российские суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять её положения при заходе в воды стран-участниц (в том числе Бельгии, Болгарии, Канады и других), а иностранные суда, заходящие в российские воды, под аналогичные требования не подпадают.
Впервые проблему затонувших кораблей на высшем уровне премьер-министр России Михаил Мишустин поднял в августе прошлого года во время визита на Дальний Восток. Осмотрев порт Магадана, глава кабмина назвал его кладбищем кораблей.
Он поручил профильным министерствам ввести новые обязательства для собственников затонувших судов, в том числе усилив для них финансовую ответственность за несвоевременный подъём транспортного средства. Ведомствам также было поручено разработать механизм финансирования подъёма и утилизации затонувших судов за счёт субсидий, которые предоставляются на конкурсной основе.
После этого, 25 августа, Правительство подготовило проект федерального закона, согласно которому Россия присоединяется к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов. Проектом предусматривается применение универсального механизма страхования, который профинансирует подъём судов, затонувших в российских внутренних водах.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.