Приедет ли в Крым Роджер Уотерс?
Власти республики готовы принять на полуострове знаменитого музыканта
Идею пригласить в Крым знаменитого британского музыканта, одного из основателей рок-группы Pink Floyd и автора большинства ее главных хитов Роджера Уотерса высказал на недавнем Ялтинском международном форуме исполнительный директор фонда «Севастополь» Михаил Юрлов. Он предложил пригласить легенду рока, чтобы дать концерт на поле Балаклавского сражения Крымской войны вместе с российским дирижером Валерием Гергиевым.
Это не учения
Идея встретила одобрение участников Ялтинского международного форума и нашла поддержку крымских властей. «Пригласить в Крым Роджера Уотерса, поддержавшего решение крымчан вернуться в Россию, — хорошая идея. Конечно, мы готовы принять его в Крыму, у нас много достойных площадок», — сказал «Парламентской газете» председатель Государственного совета республики Владимир Константинов.
Песни Роджера Уотерса всегда имели социально-политическую направленность. Достаточно вспомнить, например, альбом Pink Floyd 1977 года Animals, созданный по мотивам повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор». В 1979 году музыканты записали легендарную «Стену» (The Wall), все композиции которой созданы Уотерсом. Тремя годами позже альбом экранизировал режиссер Алан Паркер. В картине главный герой, сын британского солдата, погибшего на полях Второй мировой войны, размышляет о природе фашизма. Кстати, отец самого Уотерса погиб на фронте в феврале 1944 года. По словам музыканта, его первым детским воспоминанием было празднование Дня Победы во Второй мировой войне. Так что неприятие музыкантом любого нацизма имеет еще и биографические корни.
С самого начала вооруженного конфликта на Украине Уотерс говорил, что США и НАТО вынудили Россию начать специальную военную операцию. Среди фотографий военных преступников, которые транслировались на концертах Роджера во время его турне «Это не учения» (This is not a drill), была фотография президента США Джо Байдена, который «подливает масло в огонь на Украине».
По мнению рокера, СВО стала ответом на расширение НАТО. «Суть этой войны в действиях НАТО, которое прижалось вплотную к российским границам, и ответных шагах. А альянс ведь обещал этого не делать Горбачеву, когда с ним вели переговоры о полном выводе советских войск из Восточной Европы», — объяснял Уотерс в интервью Си-Эн-Эн в августе 2022 года.
Маслом огонь не потушишь
В сентябре того же года Роджер написал открытое письмо Елене Зеленской: «Если под «поддержкой Украины» вы подразумеваете, что Запад продолжит поставлять оружие армии киевского правительства, боюсь, вы трагически ошибаетесь. Подбрасывание топлива в виде оружия в борьбе с огнем никогда раньше не помогало сократить войну, и это не сработает сейчас, особенно потому, что в данном случае большая часть масла подбрасывается в огонь из Вашингтона, округ Колумбия, который находится на относительно безопасном расстоянии от пожара, и потому, что «маслометы» уже заявили о заинтересованности в том, чтобы война продолжалась как можно дольше», — написал музыкант. И добавил: «К сожалению, ваш муж согласился на тоталитарные, антидемократические методы, противоречащие воле украинского народа, а силы крайнего национализма, которые скрывались прежде злобно в тени, с тех пор управляют Украиной».
— The Dark Side of the Moon, 1972,
— Wish You Were Here, 1975,
— Animals, 1977,
— The Wall, 1979,
— The Final Cut, 1983.
Сольно:
— Radio K.A.O.S, 1987,
— Amused to Death, 1992,
— Is This the Life We Really Want?, 2017,
— The Dark Side of the Moon Redux, 2023.
В феврале 2023 года музыкант, которого на Украине внесли в пресловутый список «Миротворца», выступил на заседании Совета Безопасности ООН, заявив, что российская операция была спровоцирована США, и призвав договориться о прекращении огня. А в сентябре этого года Уотерс заявил, что «невыносимо коррумпированную» Украину ни в коей мере нельзя считать демократической страной. «Никакой демократии не было с момента поддержанного и оплаченного США незаконного переворота на Майдане в 2014 году», — сказал музыкант. Также он не раз осуждал попытку «отмены русской культуры» по всему миру: «Это полный идиотизм. И это просто показывает, как работают мозги этих людей. Какую вы получаете выгоду от запрета концертов, на которых звучит музыка Чайковского, или от того, что говорите людям, что они не могут читать Достоевского? Очевидно, что это безумие. И то же касается современной культуры и спорта».
The Wall: Live in Crimea?
В пользу идеи о приглашении Уотерса выступить в Крыму под открытым небом говорит предыдущая карьера музыканта. В 1972 году Pink Floyd дал знаменитый концерт на руинах амфитеатра в Помпеях, а 21 июля 1990 года Уотерс организовал грандиозный концерт «The Wall: Live in Berlin» на Потсдамской площади, которая много лет была разделена Берлинской стеной. Концерт собрал двести тысяч зрителей, а еще около миллиарда человек смотрели телетрансляцию. Вместе с Уотерсом в нем участвовали Восточно-германский симфонический оркестр, Брайан Адамс, Scorpions, Шинейд О'Коннор, Ван Моррисон и целый ряд других известных музыкантов. Кстати, первоначально планировалось, что шоу состоится в Москве, на Красной площади, но после падения Берлинской стены решение изменили. Тот концерт стал одним из символов объединения Германии и Европы и ознаменовал конец холодной войны. Концерт на поле Балаклавского сражения мог бы символизировать собой конец однополярного проамериканского мира, родившегося как раз после падения Берлинской стены.
В качестве сценической площадки Михаил Юрлов предложил поле Балаклавского сражения из-за его особого места в британской истории. Именно там, под Балаклавой, 25 (по старому стилю — 13) октября 1854 года родились два мифа о героизме англичан. Первый — об атаке бригады легкой кавалерии лорда Кардигана, увековеченный в стихотворении Альфреда Теннисона. Второй — о «тонкой красной линии» 93-го шотландского пехотного полка, канонизированный на картине Роберта Гибба. Долгие годы в этот день в Крым, в «долину смерти», прибывали паломники из Англии, чтобы почтить память павших кавалеристов. В феврале 1945 года Уинстон Черчилль специально задержался в Крыму после Ялтинской конференции, чтобы посмотреть на поле Балаклавского сражения. В ноябре 1996 года там побывал принц Чарльз — ныне английский король Карл III. Но сегодняшние британские политики после воссоединения полуострова с Россией от могил своих солдат, похороненных на севастопольском кладбище на Каткартовом холме, фактически отказались. И зря: Киру Стармеру, Риши Сунаку, Лиз Трасс, Борису Джонсону, Терезе Мэй, Дэвиду Кэмерону было бы поучительно побывать в этих местах.
Где Роджер Уотерс мог бы дать концерт в Крыму под открытым небом:
- Поле Балаклавского сражения Крымской войны,
- Поле Альминского сражения Крымской войны,
- Руины Херсонеса Таврического,
- Руины Пантикапея в Керчи,
- Склоны Сапун-горы в Севастополе,
- Площадка перед Крымским мостом,
- Генуэзская крепость в Судаке.
(идеи редакции)
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Константинов