Предпринимателей хотят защитить от произвола владельцев маркетплейсов
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму
Законопроект: № 445923-8
Бизнесменов предложили защитить от произвола со стороны владельцев онлайн-торговых площадок. Законопроект, регламентирующий взаимоотношения маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи товара, внесла на рассмотрение в Госдуму группа депутатов — документ опубликован в электронной базе палаты 25 сентября.
Поправки планируется внести в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Среди авторов инициативы — лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов, член Комитета Госдумы по защите конкуренции Ирина Филатова (КПРФ), замглавы Комитета палаты по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР) и заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов («Единая Россия»).
Отрегулировать правила работы с маркетплейсами
«Серия происходящих в 2022-2023 годах скандалов, которые возникали между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями, показали несовершенство системы регулирования электронной коммерции. В связи с этим депутаты Госдумы разработали межфракционный законопроект по данному вопросу. Он устанавливает законодательное регулирование цифровой торговли и регламентирует особенности взаимоотношений маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи товара», — приводит комментарий Миронова пресс-служба возглавляемой им фракции.
Согласно документу, владельцы маркетплейсов должны будут предоставлять сведения об условиях договоров, заключаемых между ними и владельцами ПВЗ либо продавцами на соответствующей площадке. Размещать эти данные нужно будет на сайте маркетплейса.
«Условия договоров могут пересматриваться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Не менее чем за 30 календарных дней стороны обязуются уведомлять о намерении изменить условия договоров и (или) заключить новый договор», — сказано в тексте поправок.
Кроме того, новация предусматривает, что владельцы площадок списывают деньги со счетов продавцов и владельцев пунктов выдачи на основании указанных в договоре штрафных санкций при условии наличия письменного распоряжения со стороны, на которую налагается этот штраф, о допустимости списания этих средств. «Владелец маркетплейса не вправе ограничивать доступ к личному кабинету продавца товара на маркетплейсе и (или) владельца ПВЗ, за исключением случаев неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ», — также указано в проекте.
Вместе с тем устанавливается запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 миллиардов рублей, если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе.
«Эксперты отмечают, что на самом деле злоупотребления владельцев цифровых платформ затрагивают интересы не менее 150 тысяч малых предприятий торговли. Считаю, что принятие законопроекта СРЗП, поддержанного депутатами других думских фракций, позволит решить многие проблемы в этой сфере», — заметил Миронов.
«Закон Бакальчук»
Как отметил заместитель председателя Комитета по экономической политике Михаил Делягин, маркетплейсы на сегодняшний день являются качественно новым явлением, которое требует регулирования со стороны государства.
В связи с тем, что такие организации позволяют себе вносить односторонние правки в договора и штрафовать продавцов, следует, считает депутат, принять меры в отношении такого типа монополий. «Это монополизм, который не с чем сравнить. При этом нормативные требования по регулированию этого монополизма отсутствуют. В результате возникают самые разные проблемы, конфликты, и продавцы, и владельцы ПВЗ чувствуют себя ужасно. Мы этим законом, я его называю «законом Бакальчук», потому что именно в силу безумной позиции Wildberries пришлось этим заниматься, хотим запустить процесс регулирования уникальной новой монополии, с которой раньше никто никогда не сталкивался», — сообщил депутат «Парламентской газете».
Делягин напомнил, что получившие штрафы продавцы Wildberries не могли оспорить их у руководства и вынуждены были подавать жалобы в суды. А позднее, обратил внимание законодатель, выяснилось, что Wildberries отключила обратную связь в личных сообщениях с владельцами пунктов выдачи заказов, в связи с чем они не могли ничего написать в адрес организации. «Госпожа Бакальчук, судя по всему, считает, что это нормальный стиль коммерческого взаимодействия», — подытожил Делягин.
А соавтор документа и заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов рассказал, как именно государство может контролировать деятельность маркетплейсов.
По его мнению, государственное регулирование должно учитывать мнение всех сторон и исключить продажу фальсификата, контрафакта, а также гарантировать качество товара. «Законопроект касается вопросов, связанных с внутренней регламентацией работы маркетплейсов и тех, кто из числа предпринимателей занимается созданием пунктов выдачи заказов и реализацией на местах функций маркетплейсов как логистической структуры. Все это не должно уходить из фокуса внимания законодателя и исполнительной власти», — заявил Кирьянов.
При этом парламентарий подчеркнул, что для него важно обеспечить чистоту во всех сделках в рамках маркетплейсов, чтобы «это был прозрачный белый рынок, который давал, в том числе, бюджетные поступления и гарантировал безопасность людей».
В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев отметил, что внесенный законопроект призван защитить малых предпринимателей от произвола владельцев цифровых платформ.
«Вот представьте, торгует продавец, например, белыми кроссовками. С зеленой точкой, например. Маркетплейс берет и выпускает такие же точно белые кроссовки с зеленой точкой, — привел пример Гусев. — Маркетплейс за счет того, что продвигать свой товар он будет лучше, продаст больше, а бизнес маленького предпринимателя накроется, то есть сделано это для защиты малых предпринимателей».
Парламентарий выразил уверенность, что принятие поправок к законам не вызовет рост цен на продукцию маркетплейсов, так как те не смогут изменять договор оферты чаще, чем один раз в год.
Читайте также:
• В Минцифры обсуждают ввод налога на оборот крупных маркетплейсов • Клишас сообщил о доработке законопроекта о правилах онлайн-продажи алкоголя • Нилов: В ЛДПР будут внимательно следить за исполнением закона об обороте вейпов
Ещё материалы: Сергей Миронов, Ирина Филатова , Станислав Наумов , Александр Спиридонов , Михаил Делягин, Артём Кирьянов , Дмитрий Гусев