Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Право на изучение родного языка должно быть у школьника независимо от места проживания

Для реализации этого права сенаторы предлагают использовать дистанционные технологии образования

11.09.2020 00:00

Автор: Светлана Заверняева

Право на изучение родного языка должно быть у школьника независимо от места проживания
Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Смена места жительства не должна стать препятствием для школьника, если он стремится выучить родной язык, считает глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. О законодательной инициативе, которая поможет сохранить языковое многообразие нашей страны, и об особенностях преподавания русского и русского родного языка сенатор рассказала в интервью «Парламентской газете».

- Лилия Салаватовна, родительская общественность сейчас бурно обсуждает введение в школьную программу нового предмета «родной (русский) язык». Чем он отличается от обычного «русского языка»? Не будут ли эти два предмета дублировать друг друга?

- Нет, поскольку это разные предметы. Напомню, два года назад вступил в силу закон, который урегулировал права граждан на выбор языка образования и закрепил возможность изучения русского языка как родного. Этот закон устранил некоторые разночтения. До его принятия подразумевалось, что есть государственный язык, то есть русский, и родные (национальные). Закон чётко закрепил, что русский тоже может изучаться как родной, причём на более продвинутом уровне. На уроках по этому предмету школьников будут учить правильной постановке ударения, умению употреблять крылатые слова и фразеологизмы, основам риторики.

Если русский язык — это база, то родной — дополнительный развивающий курс

Другими словами, если русский язык — это база, то родной — дополнительный развивающий курс. Абсолютно нелишний, учитывая, что в девятом классе школьники проходят собеседование по русскому языку, а в одиннадцатом — пишут итоговое сочинение и сдают ЕГЭ по этому предмету. Отмечу, и родной язык, и родная литература являются обязательными предметами. Итоговые оценки по этим дисциплинам выставляются в аттестат.

- А как будут проходить занятия по русскому языку в национальных республиках?

- По закону в республиках, где наряду с русским преподают национальные языки, родители должны написать заявление на выбор родного языка обучения. Таким образом, они выражают своё согласие или несогласие изучать тот или иной язык. Например, в Башкортостане родители могут написать заявление, что родным для их ребёнка является русский или башкирский язык. В таком случае часть класса идёт на русский родной, часть — на башкирский. По опыту некоторые этнические русские семьи тоже выбирают для своих детей башкирский. Русский базовый они учат на уроках русского и дополнительно изучают государственный язык республики, где живёт семья.

Современные родители понимают, что чем больше языков знает их ребёнок, тем он духовно богаче и более конкурентоспособен на рынке труда. Бывает, что башкирские семьи не знают родного языка, но хотят, чтобы сын или дочь «вернулись» к своим корням. Национальный язык включает несколько уровней преподавания по аналогии с иностранным языком: для начинающих, базовый, более углублённый.

- Сможет ли ребёнок продолжать изучать родной язык, если семья переехала в другой регион?

- Сегодня изучать родной язык ученик может в пределах возможности школы. То есть если семья, допустим, из Чувашии переехала в Калининград, то, скорее всего, продолжать изучение чувашского языка подросток уже не сможет. По моему мнению, это сильно ограничивает права детей. Убеждена, территория проживания не должна стать препятствием в праве на язык обучения. Ведь у нас большая многонациональная страна. Сегодня только в Москве живут тысячи представителей разных народов РФ, но даже в столице они не могут на хорошем уровне, с обратной связью от педагога, учить родной язык.

- И как, по вашему мнению, можно исправить эту ситуацию?

- С сенаторами нашего комитета мы обсуждали возможность внесения изменения в действующее законодательство, чтобы дать детям возможность продолжать учить родные языки. Понятно, что в каждую школу учителя по национальным языкам не возьмёшь. Но у нас в период пандемии уже опробованы дистанционные технологии, есть копилка уроков лучших педагогов. Все эти инструменты необходимо использовать для сохранения языкового многообразия нашей страны.

Напомню, сейчас в портфеле Госдумы находится наш законопроект о единых правилах дистанционного обучения. После его принятия за Минпросвещения закрепят полномочия по донастройке онлайн-обучения в школах, а за Минобрнауки — в вузах. В будущем считаем возможным внести поправку, которая поможет в полной мере реализовать право каждого ребёнка на изучение родного языка с помощью дистанционных технологий. Допустим, семья переехала из одного региона в другой, родители обращаются в местный департамент образования и указывают родной язык ребёнка. Чиновники ищут способ, как обеспечить право на обучение при помощи дистанционных технологий.

Уже в осеннюю сессию планируем обсудить эту идею с экспертным и родительским сообществом

Уже в осеннюю сессию планируем обсудить эту идею с экспертным и родительским сообществом. Нужно изучить технические возможности, выработать методику преподавания и урегулировать эти вопросы в законопроекте. Не сомневаюсь, что будет много подводных камней и трудностей, но мы готовы продвигать эту тему.

-  А как вы относитесь к возможности внесения другой законодательной инициативы, согласно которой сдавать ЕГЭ будут только те выпускники школ, кто собирается поступать в вузы? Как известно, Рособрнадзор назвал такую практику вынужденной и заявил, что решение о том, как будут сдавать ЕГЭ в следующем году, необходимо принимать на законодательном уровне.

- Я не сторонница идеи сделать временный порядок организации Единого экзамена постоянным. Когда его вводили, и родителей, и учеников предупредили, что это вынужденная мера, принятая на период пандемии. Считаю, что нельзя ограничивать школьников в праве на написание ЕГЭ, ведь планы могут измениться. Сегодня выпускник не хочет поступать в вуз, а завтра решил, что необходимо получить высшее образование. Уверена, каждый выпускник должен пройти через Единый экзамен. Тем более мы стремимся к тому, что ЕГЭ должен стать прозрачным и объективным инструментом оценки знаний.

Как показывает практика, количество отказавшихся от итоговых испытаний даже в условиях ограничений из-за коронавируса было минимальным. Сейчас законом закреплён обязательный Единый экзамен для выпускников одиннадцатых классов. Не думаю, что эту норму отменят.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6696