Несмотря на то, что стран арктического пояса в принципе не так и много — Россия, ряд скандинавских государств и североамериканские страны, заинтересованность в изучении и освоении этих территорий проявляет огромное количество участников, порой даже совершенно экзотических. При отсутствии прямого выхода к рубежам Арктики отдельные страны обладают и финансовыми возможностями, и передовыми технологиями для изучения и развития северных широт, и в этом их желания вполне объяснимы и, возможно, благородны. Заинтересованность же других заключается исключительно в распределении природных ресурсов, и такие понятия, как экология, животный и растительный мир, а главное — коренное население, для них малозначительны.
Советский период агрессивного развития Севера можно и понять, и даже частично оправдать — стране необходимы были ресурсы, страна жила победами над природой, над конкурентами, над историей. Но сегодня Россия стремится к развитию не только вопреки внутренним и внешним сложностям, а прокладывает свой путь с оглядкой на исторические промахи и с мыслью о тех, кому жить в стране в недалеком и отдаленном будущем.
Россия не против партнерства. Но поддерживая тезис о том, что Арктика — это территория диалога, Россия настаивает и на том, что Арктика должна оставаться и зоной взаимного уважения и взаимной ответственности.
Российская Арктика — это огромная территория и это российские граждане. Здесь живет и работает около 1 миллиона человек, в том числе более 150 тысяч представителей 17 коренных малочисленных народов.
Вековой опыт и сила духа народов, проживающих в суровых природных условиях Российского Севера, Сибири и Дальневосточного приморья, во все времена позволяли коренным жителям не без потерь, но справляться самостоятельно с возникающими трудностями. Однако современный мир и особенности его развития ставят новые задачи, создавая определенные трудности местному населению, внося новшества в традиционный уклад их жизни. И в этих условиях очень важно, чтобы государство подтвердило собственные обязательства и ответственность перед ними. Необходимо суметь разглядеть на фоне необъятности внешне- и внутриполитических вопросов проблемы коренных малочисленных народов, выделить их из общей массы и, что немаловажно, решать эти проблемы с участием самих народов, создавая для всех равные возможности при реализации своих конституционных прав. Необходимо предложить пути, не обобщенно уравниваемые всех, а удобные и применимые для каждого.
В этой связи было бы уместным систематизировать законодательство, регулирующее вопросы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В основу решения этого вопроса можно положить опыт Ямало-Ненецкого автономного округа. Совокупный состав окружных правовых нормативных документов, посвященных вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Ямала, и по объему, и по тематике чрезвычайно разнообразен.
В настоящее время Законодательным Собранием региона рассматривается вариант кодификации «аборигенного» законодательства округа, результатом которой стало бы появление нового всеобъемлющего правового акта — Кодекса о коренных малочисленных народах Севера в Ямало-Ненецком автономном округе. Считаю, что в принципе принятие такого правового акта допустимо. В царской России действовал кодифицированный акт — Устав об управлении инородцев, который в последующем трансформировался в Положение об инородцах. В современной России подобные правовые акты отсутствуют. Действующие же кодексы (Гражданский, Земельный, Налоговый и другие) включают нормы, связанные предметом регулирования однородных отношений. Вместе с тем в юридической доктрине не исключается формирование комплексных нормативных правовых актов в целях достижения определенного практического результата. Например, объединение норм, направленных конкретному адресату. С этих позиций принятие Кодекса о коренных малочисленных народах Севера не лишено смысла. И если его рассматривать в качестве разновидности закона, то это вполне допустимо.
Модернизация «аборигенного» законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа актуальна с учетом того, что в настоящее время в автономном округе действует 38 законов, включающих нормы о коренных малочисленных народах Севера. Объединение данных норм и издание укрупненных правовых актов — условие, обеспечивающее обозримость, доступность и правильность применения законодательства. Все это позволит выявлять и устранять имеющиеся в нем пробелы, несогласования и противоречия.
На сегодняшний день и федеральное законодательство, и региональные нормативные правовые акты достаточно широко охватывают и регламентируют круг вопросов, характерных для северных территорий и присущих северным народам. Но проблема и главная беда заключается в другом — не всегда то, что уже принято, исполняется и реализуется на практике, как того требуют буква и дух закона.
Принимая во внимание тот факт, что Север и Арктика являются стратегическим плацдармом для развития экономики страны, в ближайшей и долгосрочной перспективе предполагается совершенствование российского законодательства по многим направлениям. По самым скромным подсчетам, необходимо принять порядка двадцати федеральных законов. Освоение новых и поддержание используемых месторождений, развитие региональной газохимической промышленности, развитие Северного морского пути, речного флота, полярной авиации, строительство железнодорожных и автомобильных дорог, продовольственное обеспечение Севера, формирование инновационно-научной базы в арктических регионах, обеспечение экологической безопасности, сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, обеспечение системы безопасности в арктической зоне — это уже более обширный, но далеко не полный перечень запланированных задач. И от того, насколько грамотно каждый из этих вопросов будет урегулирован на правовом уровне, зависит инвестиционная привлекательность территории, а значит, будущее арктических регионов!
В условиях партнерства с зарубежными коллегами во главу угла должны возводиться финансовая стабильность и экономическая безопасность страны. Мало обеспечить условия для промышленного развития Севера. Необходимо исключить возможность каких-либо нападок в части нарушения экологических норм, прав коренного населения и любых других общепринятых международных стандартов.
Предстоит серьезная работа на всех уровнях власти, и думаю, что предпосылки для ее успешного завершения у нас есть. Главное, что государство понимает, что интенсивное освоение природных богатств Арктики, Севера, Сибири для усиления экономической мощи страны в наше время невозможно вести за счет нарушения чьих-либо прав и за счёт неоправданного и пагубного вторжения в существующую природную гармонию. И опыт коренных народов в этом полезен. Секрет их не в покорении природы либо войне с ней, не в максимальном потреблении её богатств, а в разумном сосуществовании, компромиссе и вековых традициях, которые именуются Правом, Законом и Правилами.
Очень четко и образно по этому поводу высказался поэт, философ, представитель народа манси Юван Шесталов: «Мир спасет не западная воинствующая цивилизация, не восточная — консервативная, не южная — благостная, изнеженная. Будущее мира и человечества — за арктической цивилизацией с её сказочными природными ресурсами, с ее житейской мудростью и гармонией с природой».