Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Постой, беспилот, не стучите, колеса

Новые технологии позволит сделать МЦК абсолютно экологичным, а тепловозы перевести на газ

06.07.2021 14:40

Автор: Валерий Филоненко

Постой, беспилот, не стучите, колеса
  © Валерий Шарифулин/ТАСС

Почти готов к серийному производству беспилотный пассажирский поезд — экспериментальный образец РЖД планируют показать на выставке в Щербинке уже этой осенью. Дальнейшее внедрение роботизированного состава зависит от аппетитов пригородных региональных компаний, которым он и предназначен. Кроме того, уже через год-полтора в России может появиться первый поезд на водородном топливе.

Также в 2022 году железнодорожники собираются серьезно модернизировать старый дизельный тепловозный парк. Об этом говорили 6 июля в Совете Федерации на парламентских слушаниях, посвящённых долгосрочной программе развития российских железных дорог до 2025 года.

Чистый и самодостаточный

Серьёзное падение прошлогодней выручки от пассажироперевозок из-за ковида — ещё не повод для пессимизма. Исполнение долгосрочной программы развития железных дорог уже принесло немало достижений, которые уже в ближайшее время могут трансформироваться в масштабные и экономически выгодные проекты. К примеру, Московское центральное кольцо уже сегодня работает на принципе почти полной самодостаточности: 47 электропоездов «Ласточка» генерируют электроэнергию, остальные её потребляют.

Как пояснил главный инженер РЖД Сергей Кобзев, рельеф местности в Москве позволяет при движении на спуске вырабатывать электричество, а при подъёме — её потреблять. Лишь небольшая доля энергии восполняется извне. Схожий принцип рекуперативного торможения РЖД давно практикует на электровозах — электроэнергия, которую вырабатывают тяговые двигатели, работающие в генераторном режиме, возвращается в электрическую сеть.

«Следующим шагом станет реализация полностью беспилотного режима, когда техника и автоматика позволят повысить эффективность ещё на четверть, как мы оцениваем, и получить фактически экологически абсолютно чистый проект в черте крупного мегаполиса», — заверил сенаторов Кобзев.

Разработка подобных технологий предусмотрена и фронтальной стратегией для восьми крупных мегаполисов, в том числе Казани, Краснодару, Самаре, Новосибирску. Здесь тоже собираются устраивать железнодорожное кольцевое движение в черте города.

По словам Кобзева, пока мирового опыта эксплуатации беспилотных поездов нет. «У нас это тоже пилотный, тестовый образец. Первый поезд выйдет в январе 2022 года», — сказал главный инженер РЖД.

Сенаторы хотят поддержать строительство ВСМ Москва-Петербург налоговыми льготами

Показать его компания планирует на выставке «1520» в Щербинке уже в этом сентябре. «Будет демонстрироваться прототип, практически подготовленный к серийному промышленному производству. Но принятие решения об их производстве и закупке — это прерогатива пригородных региональных компаний», — уточнил Кобзев.

Водородный состав уже в новом году

Глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов отметил, что РЖД рассматривает создание состава на водородных топливных элементах как важное перспективное направление повышения экологической безопасности и эффективности железнодорожного транспорта. Но когда следует ожидать результатов?

По словам Кобзева, выполнение «пилотного проекта по водороду» намечено на конец 2022 — начало 2023 года.

«Это пилотный поезд на топливных элементах производства мытищинского завода «Метровагонмаш», — пояснил замгендиректора РЖД. — Мы проводили рабочее обсуждение с Росатомом и губернатором Сахалинской области. Они должны ещё выстроить инфраструктуру производства жидкого водорода».

Ранее сообщалось, что Росатому в проекте отведена роль потенциального поставщика водорода. Кроме того, имеющийся технологический задел у научно-производственных организаций атомной отрасли позволяет рассматривать госкорпорацию как возможного поставщика топливных элементов и другого ключевого оборудования проекта.

Кроме того, в планах РЖД модернизировать все тепловозы, которые сегодня работают на дизельном топливе, «чтобы они работали по газодизельному циклу». Речь идёт о старом локомотивном парке. По словам Кобзева, пока ещё ни один тепловоз не перевели на газ, но первые образцы могут появиться уже в следующем году.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 14906

Ещё материалы: Андрей Кутепов