Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Пора разработать декларацию прав личности и народа

27.11.2023 17:30

На начавшемся в понедельник юбилейном Всемирном русском народном соборе много говорилось об идеологии нашего государства. Да, сегодня мы часто говорим о ценностях, о традициях и даже об основанной на них идеологии, но при этом у нас до сих пор действует абсолютно либеральное по своей сути законодательство. В самых разных сферах. Достаточно вспомнить характер наших законов о лишении жизни детей до рождения. И это надо менять.

Любая идеология должна стремиться к реализации на политическом уровне. Иначе это не идеология. Она должна стремиться реализовать себя в законодательстве.

Мы можем сколько угодно рассуждать о ценностях, но все это останется лишь рассуждениями, если, помимо модели идеального общества, которую мы хотим воплотить в жизнь (об этом — отдельный разговор), не будет текстов, которые бы воплощали наши ценности в правовых нормах. Именно с текстом работает законодатель.

Именно текст и его, признанное правильным, толкование в результате становятся источником права и обоснованием правоприменительной практики. Критерием оценки тех или иных явлений, решений или действий, происходящих в государстве и обществе. Значение текста знают и христиане, и мусульмане, и коммунисты, и либералы.

Многие века для всей христианской цивилизации таким текстом была Библия. Однако события последних 250 лет серьезно подорвали неоспоримость Библии как непосредственного источника права для миллионов и миллионов маловерующих или вовсе потерявших христианскую веру людей как на Западе, так и на Востоке.

Новые идеи воплощались в новых текстах, которые становились «священными писаниями» для новых идеологов, политиков и простых людей.

Двадцатый век принес и главный для современного права текст, который стал своеобразным «святым писанием» современности. Речь идет, конечно, о Всемирной декларации прав человека.

Но с 1948 года, когда декларация принималась, западная трактовка понятия «прав человека» сильнейшим образом изменилась, принеся новый взгляд на человека, новые этические представления и новые ценности. В результате тот самый текст, который должен был оградить человека от аморальных проявлений общества и государства, сегодня защищает любые аморальные проявления индивидуума от этики и традиций общества и государства.

Когда наша страна ставила подпись под декларацией, никто даже в страшном сне не мог представить, что она будет использоваться для оправдания однополых браков, так как в документе не написано, что брак — это обязательно союз мужчины и женщины. Концепция прав человека сегодня используется для схоластического оправдания транссексуализма, ЛГБТ-идеологии, абортов, эвтаназии и многого другого. Как это ни парадоксально, но Всемирная декларация прав человека становится оружием в ментальной войне, которую развязала западная цивилизация против всего мира.

Но при этом наша подпись по-прежнему стоит под этим документом. Получается, что как субъект, который подписал эту декларацию, мы соглашаемся с этими схоластическими утверждениями? Очевидно, что нет. Но что в этом случае делать?

Сегодня Россия претендует на статус центра одной из мировых цивилизаций. Цивилизация — это прежде всего единые этические, религиозные, ценностные позиции. В нашем случае это прежде всего православная вера и православная этика.

Ключевая разница в подходах России и западной цивилизации заключается в понимании того, что есть человек. И именно на этот вопрос, в правовых формулировках, должна отвечать декларация прав.

Западное отношение к человеку — это отношение к индивидууму, оторванному от общества и даже от собственной семьи. Индивидуум выступает как существо, сконцентрированное на своих эстетических интересах и взглядах, и игнорирующее все, что происходит вокруг. Таким образом права человека становятся правом требования индивида к обществу и государству потакать его эгоистическим интересам и взглядам, какими бы извращенными, с точки зрения общества, они бы ни были.

В традиционном обществе отношение к человеку — иное. Человек не может рассматриваться только как индивидуум по той простой причине, что даже будучи в утробе своей матери он уже общается с внешним миром, то есть начинает формироваться как личность. Как только человек рождается, он также ни минуты не может прожить самостоятельно, он растет и развивается только в человеческом обществе и прежде всего в семье.

Именно поэтому мы не можем говорить о правах человека как об абстрактном праве индивида. Мы должны говорить о правах личности. Но права личности априори невозможно рассматривать изолированно от права семьи и народа, в котором живет человек.

Такая концепция в корне отличается от сегодняшнего прочтения Всемирной декларации прав человека западным и международным сообществом. Если мы хотим быть самостоятельной цивилизацией, то должны формировать собственные цивилизационные понятия и документы. До тех пор пока мы находимся на территории иной лексики, текстов и трактовок, мы находимся не у себя дома. Мы будем проигрывать.

Пришло время сформулировать собственное цивилизационное видение прав личности и народа. Мы здесь, надо сказать, не будем первопроходцами. Такие попытки уже были: Каирская декларация прав человека 1990 года, Бангкокская декларация 1993 года.

Мы должны дать миру декларацию прав личности и народа, сформулированную исходя из собственных ценностей и этики своего большинства. Она может стать правовой основой, юридическим стержнем нашей цивилизации. Мы юридически сформулируем видение того, что есть человек для нашей цивилизации, что есть семья и народ и каковы отношения между ними.

Этот стержень нашей цивилизации может стать объединяющим не только для формирования этического законодательства внутри страны, но и основой для международного сотрудничества — для расширения концепции государства-цивилизации до масштаба цивилизации как таковой.

Разработка и принятие такой декларации личности и народа — может стать шагом к реальному формированию мультицивилизационного мира не на словах, а на деле.