Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Пользователи будут знать, какие сайты используют рекомендательные алгоритмы

Кроме того, владельцы таких сайтов должны сообщить, какую информацию о посетителях интернет-страниц они собирают

08.08.2023 14:55

Автор: Дмитрий Литвинов

Пользователи будут знать, какие сайты используют рекомендательные алгоритмы
  © pxhere.com

Если социальная сеть, интернет-магазин или любой другой сайт использует в своей работе рекомендательные системы, то он обязан сообщить об этом на главной странице. Содержащий такие нормы закон вступает в силу 1 октября, а накануне в Роскомнадзоре представили формат уведомления. Как новые правила повлияют на пользователей, разбиралась «Парламентская газета».

Жалуйтесь, ответят

Над законом о рекомендательных алгоритмах парламентарии совместно с экспертным сообществом работали три года. Речь идет об основанных на искусственном интеллекте встроенных механизмах, которые анализируют поисковые запросы пользователя, историю его покупок, наличие связей в социальных сетях и прочее и на основании полученной картины формируют подборку информации, которая может быть потенциально интересна пользователю.

За добросовестной работой рекомендательных систем будет следить Роскомнадзор. Ведомство должно контролировать, чтобы ни один ресурс не формировал вокруг пользователя информационный пузырь, то есть не скрывал от него никакую размещенную на сайте информацию и, наоборот, не выпячивал другую, это способствует распространению фейков. Если незаконные манипуляции заподозрит сам пользователь, то он может сообщить об этом в Роскомнадзор, и тот проведет проверку. Если нарушения подтвердятся, то ведомство попросит ресурс их устранить, иначе доступ к нему могут ограничить.

Пользователь должен знать

Об использовании рекомендательных алгоритмов пользователя должны предупреждать как на главной странице сайта, так и на всех страницах, где происходит сбор персональных данных. Такую норму предлагает утвердить Роскомнадзор, соответствующий приказ до 1 сентября проходит общественное обсуждение. В ведомстве предложили единый текст уведомления: «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации)».

Володин: Зеленский повторит судьбу Саакашвили

Размещение этой информации должно быть обеспечено в общедоступном, непрерывном и круглосуточном режиме, а доступ к ней не должен быть сопряжен с дополнительной регистрацией или иными ограничениями, говорится в приказе. Кроме того, не допускается наложение текста на другую информацию, но разрешается поместить его на отдельную страницу сайта с соблюдением всех остальных требований.

Иностранцы догонят

Положения закона поддерживают представители отрасли, которые в развитие документа готовят свод этических правил, это говорит о том, что регулирование актуальное и своевременное. Об этом «Парламентской газете» сказал зампред Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин. Он не сомневается, что отечественные ресурсы будут соблюдать вступающие в силу 1 октября требования.

Ситуация с зарубежными платформами сложнее, но и они со временем будут играть по общим правилам, считает Горелкин. «Уйти с российского рынка проще, чем на него вернуться, — отметил он. — Напомню, до начала СВО большинство иностранных компаний готовы были соблюдать закон «о приземлении» в России. Уверен, в будущем они к этому вернутся».

В МВД рассказали, как украинские мошенники склоняют россиян к терроризму

Читайте соглашение

Еще одна новая обязанность владельцев интернет-ресурсов — доводить до пользователей правила работы рекомендательных алгоритмов: объяснять, что за механизмы используются и как они функционируют, какие данные собирают и из каких источников. Для этого будут применять специальное соглашение между пользователем и площадкой, рассказал «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Пользовательские соглашения, по его словам, есть на многих сайтах, большинство людей подписывают их не глядя, просто ставя галочку и пролистывая. Меж тем этот юридический документ регулирует отношения между владельцами ресурса и пользователями. В нем могут прописать, что сайт использует данные браузера и, например, данные об устройстве, с которого заходит человек, предположил Муртазин.

Добросовестные ресурсы в связи с новым законом должны обновить соглашения со своими пользователями, добавил телеком-эксперт. При этом у человека должна быть возможность использовать сайт в анонимном режиме, тогда сообщение о применении рекомендательных алгоритмов будут показывать при каждом посещении.

Его не отключить

Отключить сервис рекомендаций не получится, этот пункт из закона убрали, чтобы не создавать недобросовестную конкуренцию между российскими и зарубежными площадками. Но понимать принцип работы алгоритма было бы неплохо, считают эксперты. На этот счет в отрасли ждут дополнительных разъяснений от Роскомнадзора, в какой форме описывать программный продукт пользователю, ведь это может потребовать раскрытия коммерческой тайны.

Читайте также:

• Немкин рассказал о механизме регулирования платных онлайн-подписок