Почему у половины регионов главной стратегической деятельностью стали автоприцепы
Фото: Клипиницер Борис / Фотохроника ТАСС
22 февраля 1921 года декретом Совнаркома РСФСР образована Государственная общеплановая комиссия при Совете труда и обороны РСФСР, позже — Государственный плановый комитет союзного Совмина (Госплан СССР). Он разрабатывал и контролировал выполнение государственного хозяйственного плана, а в его структуре действовали госпланы союзных и автономных республик, областей, районов, городов, полностью обеспечивая планирование экономического развития страны.
Мобилизационный инструмент ХХ века
Основной задачей Госплана было планирование сбалансированного развития экономики СССР с целью повышения эффективности общественного производства, уровня жизни населения, укрепления обороноспособности. Для нас дата имеет не только историческое значение. До сих пор идёт дискуссия: какое планирование нужно современной России?
«Советская система централизованного планирования имела всеобъемлющий и директивный характер, — отметил «РФ сегодня» глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
Основное ее преимущество — способность в чрезвычайной ситуации мобилизовать все ресурсы экономики на нужных для государства направлениях. Отсюда и эффективность в условиях Великой Отечественной войны, когда в кратчайшие сроки удалось переместить предприятия на восток и наладить там производство военной продукции.
Советская система централизованного планирования имела всеобъемлющий и директивный характер
Если говорить о минусах, то существенным недостатком системы, с сегодняшней точки зрения, являлось отторжение инноваций и неспособность ориентироваться на нужды конечного потребителя. Объемы и номенклатуру выпускаемой продукции определял чиновник Госплана. Он не мог знать, где и когда возникнет инновация, как повлияет на производство и запросы населения.«Поэтому советская плановая экономика, — резюмирует Анатолий Артамонов, — оказалась несостоятельной с переходом к постиндустриальной экономике, когда произошел технологический взрыв и лавинообразно выросла номенклатура выпускаемых товаров и услуг».
В XXI веке централизованное директивное планирование заменено стратегическим планированием. Благодаря Госплану СССР и разрабатываемым им пятилетним планам развития страны мы достигли тех результатов, многими из которых гордимся и пользуемся до сих пор, отдает должное советскому координатору развития первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. Но этот формат пережил свое время, отмечает он.
Закон о стратегическом планировании
Теперь значительная доля звеньев производственной цепочки находится вне зоны компетенции государства, продолжает депутат. Сегодня оптимально индикативное планирование с обязательными заданиями для госсектора. Частные предприятия ориентируются и подстраиваются под мощного игрока на рынке — государство.
Любое начинание без плана обречено на провал, подчеркивает его коллега, первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Калашников (ЛДПР). Замечательно, что в 2014 году принят закон о стратегическом планировании, но в полную силу он еще не заработал, считает он.
Читайте также:
• Калашников предложил ввести новую систему начисления пенсий «по рангам» • Работу региональных счётных палат хотят оптимизировать • Сенатор Калашников: регионы должны помогать отраслям бизнеса по своему усмотрению
«Реализовать цели, в том числе и поставленные президентом, можно, разбив их на конкретные задачи. Это требует определенной ответственности того же Минфина и в целом Правительства. Тогда за их невыполнение могут спросить, - пояснил депутат «РФ сегодня». - Дальше, под задачи нужно четко сформировать способы и механизмы. С 2018 года, когда после трехлетней заморозки закон о стратегическом планировании вступил в действие, регионы создали свои стратегические планы развития. Поскольку тогдашний Минэкономразвития методикой не озаботился, они прибегли к помощи трех-четырех фирм, в результате чего у 42 субъектов из 85 главным видом стратегической деятельности оказалось производство автоприцепов! Реализация закона обратилась в полную профанацию, потому что механизма под него не разработано».
От концепций к реальному развитию
С тем, что система стратегического планирования пока полноценно не заработала, согласен и Владимир Гутенев. Это подтвердила и Счетная палата РФ, сделав вывод, что система разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины. Одну из причин эксперты Финансового университета при Правительстве РФ видят в отсутствии на протяжении более 25 лет практики стратегического и проектного (программного) типов планирования и деятельности.
О том, какой механизм планирования отвечает сегодняшнему дню, нашему изданию рассказал член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Николай Рыжков — союзный премьер в прошлом и, пожалуй, единственный действующий политик с опытом работы в Госплане СССР.
«Нам прежде всего следует создать четкий механизм реализации стратегических целей страны, — считает сенатор. — Стратегическое планирование должно стать основным фактором социально-экономического развития государства. Сегодня государственного плана развития экономики не существует. Принимается госбюджет на один год и перспективный — на три. Программы по отдельным проблемам не взаимоувязаны. Было бы целесообразно ввести в практику разработку пятилетних и годовых планов развития всей экономики. С двумя разделами: развития экономики и финансового обеспечения».
Нацпроекты нуждаются в конкретике
Сенатор Рыжков выделил еще два важных момента. Первый — разработка и реализация национальных программ, в виде которых будут оформляться некоторые важнейшие, но сложные проблемы, например об обеспечении населения отечественными лекарствами. Второй - взаимозависимость федеральных и региональных планов экономического развития, составной частью которых должны быть общегосударственные задачи.
Различия в экономическом потенциале субъектов РФ не оправдывают положение, при котором только 13 территорий — доноры, а остальные дотируются. «Чтобы мы ещё на десятки лет не законсервировали ситуацию, ее надо решать, — считает он. - И одним из главных шагов в этом направлении может стать плановое начало. Конечно, в том его, советском, виде — нет. Но нам надо либо преобразовать Минэкономразвития, либо на его основе создать новую структуру — Госплан РФ».
Сегодня нацпроекты, интегрированные с госпрограммами, вписаны в рамки стратегического планирования. В 2021 году на них выделено 2,2 триллиона рублей, или около 10 процентов расходов федерального бюджета.
Отличие нацпроектов с советскими пятилетними планами в том, что в их основу положен не директивный, а индикативный принцип, отметил Владимир Гутенев. Общее - конкретные задачи, ключевые индикаторы выполнения, объемы ресурсов и ответственность на высоком уровне. Еще недавно в России такого не было.
Увы, это по замыслу. В жизни не совсем так, признает депутат. Президент России уже отметил низкую эффективность реализации нацпроектов. В 2019-м в ходе стресс-теста наша экономика, с одной стороны, показала достаточно высокую устойчивость, с другой - обнаружилось, что оценить эффективность выполнения нацпроектов сложно. Счетная палата РФ указала на перегруженность нацпроектов обилием показателей. При этом они недостаточно конкретны, измеряемы и достижимы. Нет четкого контроля и жесткого персонального спроса за их выполнение.
Заказчик планирования
Справедливости ради надо назвать ряд успешно спланированных и реализованных нацпроектов (раньше приоритетных). Так, создание перинатальных центров снизило младенческую смертность до уровня развитых стран мира, а внедрение высокотехнологичной медицины увеличило доступность таких сложных операций, как стентирование коронарных сосудов.
В этом ряду, перечисляет Владимир Гутенев, и одна из немногих за последние годы полностью реализованных госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы стоимостью более 19 триллионов рублей, которая помогла нарастить долю современных вооружений и военной техники в войсках до 70 процентов. Результат обеспечен благодаря параллельной программе техперевооружения предприятий ОПК, на которую выделено три триллиона рублей, подчеркивает он.
Большую роль в выполнении стратегических планов играет нормативно-правовое обеспечение. Программа ГПВ-2020 потребовала принятия закона о гособоронзаказе, поправок в него по усилению контроля за расходованием средств. Владимир Гутенев инициировал поправки в КоАП об ответственности заказчиков и исполнителей за нарушение госконтракта.
«Реформирование институтов развития, проведенное Правительством в конце года, улучшит формирование заказа по производству отечественной высокотехнологичной продукции и финансирование ее выпуска, — подчеркивает депутат. - Это современная особенность «госпланирования», когда заказчиком, то есть субъектом планирования, выступает не только государство, но и эти институты».
Симбиоз плана и рынка
Надо ли наращивать роль государства в планировании? «Китайский опыт - пример плодотворного симбиоза плана и рынка, социализма и капитализма, — считает Николай Рыжков. - Мировая практика демонстрирует новые формации, совмещающие в себе преимущества предыдущих систем и сводящие к минимуму их пороки. В Китае сформировалась конвергентная, или интегральная, экономика. В результате 40 лет страна развивается без кризисов, с высокими темпами роста, а средняя продолжительность жизни достигла 75 лет. По словам главы КНР Си Цзиньпина, для процветания экономики «невидимая рука» рынка должна использовать «видимую руку» госуправления. По этому же пути пошел Вьетнам, Индия и другие государства, которые из нищих стран превратились в экономически благополучные».
Должен быть разумный баланс, высказывает свое мнение Владимир Гутенев. «Госпланирование есть и в КНР, и Японии, во многих других странах. Там, где найдено эффективное сочетание рынка и плановых подходов, успешно решаются задачи развития, — подчеркнул он. — Выигрывает в конкуренции тот, кто действует не ради сиюминутных частных целей, а реализуя стратегический системный подход».
Жесткое госрегулирование должно сохраняться в отраслях, где работают госмонополии, например в сфере железнодорожного или трубопроводного транспорта, но не в цифровой экономике, добавляет сенатор Анатолий Артамонов.
А чтобы закон о стратегическом планировании заработал в полную силу, констатирует Владимир Гутенев, надо ставить конкретные задачи с измеряемыми показателями и соответствующими ресурсами, постоянно контролировать выполнение, строго спрашивать с конкретных руководителей.