Почему Сталин не захотел стать первым Президентом Советского Союза
18 марта 2018 года в Российской Федерации пройдет шестая президентская избирательная кампания, если не считать выборы 1991 года, проводившиеся, по сути, в другой стране
Фото КОММЕРСАНТЪ
В Советском Союзе введение института президентства впервые обсуждали в 1936 году при рассмотрении Конституции СССР! Тогда в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением страны. Но Иосиф Сталин категорически отверг это предложение.
Выступая на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года с докладом «О проекте Конституции Союза ССР», он отметил, что «это дополнение неправильно, ибо оно не соответствует духу нашей Конституции». «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету, -аргументировал Сталин. — Президент в СССР — коллегиальный, это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей». Так что к вопросу о президентстве вернулись уже во времена новейшей истории страны…
ТРАКТОВКА ТЕРМИНА «ПРЕЗИДЕНТ»
- лат. praesidens, от praesidere, председательствовать. а) Председатель, глава собрания. b) Правитель Северо-Американских штатов. (Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865)
- (лат. praesidens, от praesidere — председать, начальствовать). 1) председатель, глава собрания. 2) правитель Северо-Американских штатов. 3) титул, даваемый главе исполнительной власти в республике. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910)
- (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе). 1. Глава государства в буржуазной республике. Французский президент. Президент Соединенных Штатов Америки. 2. Глава, руководитель, председатель учреждения или общества (офиц.). Президент Академии Наук. (Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д.Н. 1935-1940)
- (от лат. praesidens, родительный падеж praesidentis — сидящий впереди, во главе) 1) в ряде общественных и научных учреждений, организаций и др. (в т.ч. и международных) — выборный руководитель, председатель (например, президент АН СССР, президент Международного совета научных союзов, президент Международной академии астронавтики, президент общества дружбы СССР -Франция). 2) Глава государства в странах с республиканской формой правления. В т.н. парламентарных республиках (Италия, Индия, ФРГ, Турция, Ливан). П. избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент. В президентских республиках П. избирается внепарламентским путем: посредством прямых (Франция, Панама, Парагвай, Колумбия, Коста-Рика, Боливия) или косвенных (США, Аргентина) выборов… В социалистических государствах (ЧССР, ФНРЮ, ДРВ, КНДР) главой государства также является П., избираемый высшими представительными органами. Президент Кубинской Республики избирается Советом Министров. (Большая советская энциклопедия, 1969-1978)
АНГЛИЯ — РОДИНА ПРЕЗИДЕНТОВ
Термин «президент» происходит от латинского praesidens (в родительном падеже praesidentis — «сидящий впереди, во главе»). Есть версия, что в античные времена так называли председательствующих на различных собраниях (возможно, поэтому впоследствии возникла такая должность, как президент сената, например в США или Австралии). Но в сегодняшнем понимании термин «президент» как руководитель страны не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Сейчас он трактуется как выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления, избираемый на установленный (например, конституцией) срок. Ко всему прочему, президенты могут возглавлять различные территориально-административные образования, коллегиальные органы, общественные объединения, научные и коммерческие организации.
Существует распространенное мнение, что первой страной в мире, где появилась должность президента, стали США. Однако оно совсем не верно. Впервые пост президента как главы государства был учрежден в Англии в XVII веке. До того как на заключительном этапе Английской революции (1653-1659 гг.) Оливеру Кромвелю был присвоен титул лорда-протектора, исполнительной властью являлся Государственный совет во главе с лордом-председателем (или президентом), который и считался главой государства. Впрочем, этот институт во многом был формальным и просуществовал всего четыре года, за которые сменились 35 президентов до Протектората и еще как минимум три во время Протектората (так что английских президентов ненамного меньше американских!). Причем даже этот «портфель» был не первым президентским в Британии. Там с XVI века (и по нынешний день) существует пост лорда-председателя Тайного Совета Ее Величества (Lord President of Council — в точном переводе «лорд-президент»), который хотя и не является высшим руководящим, но все же государственным… Так что Соединенное Королевство можно считать не только родиной футбола, но и президентства.
А в Соединенных Штатах вопрос о введении поста президента возник в XVIII веке, когда в 1787 году в Филадельфии на Конституционном конвенте обсуждалась конституция страны. Существовавшая до того монархическая организация верховной власти со всеми присущими ей атрибутами (наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия) оказалась неприемлемой для североамериканских штатов, у которых та же британская корона успела выработать сильную аллергию на неограниченную власть монарха. В итоге 17 сентября второй статьей Конституции США была учреждена должность президента как главы исполнительной власти и в 1789 году 100 процентами голосов на эту должность был избран лидер борьбы за независимость Джордж Вашингтон. Получив при этом неограниченную власть без подотчетности конгрессу.
Первой в Европе, учредившей пост президента, стала Швейцария (Йонас Фуррер, 21 ноября 1848 г.). За ней последовала другая республика — Франция (Шарль Луи Наполеон Бонапарт, племянник великого полководца, 10 декабря 1848 г.). Другие страны до конца XIX века оставались монархиями.
ОТ «КОЛЛЕГИАЛЬНОГО» ПРЕЗИДЕНТА К РЕАЛЬНОМУ
В Советском Союзе введение института президентства впервые обсуждали в 1936 году при рассмотрении Конституции СССР. Тогда в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением. Но Иосиф Сталин категорически отверг это предложение: «Президент в СССР коллегиальный — это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета».
Еще одна попытка ввести институт президента была предпринята Никитой Хрущевым при подготовке проекта новой Конституции в 1962 году. Была создана Конституционная комиссия, подготовившая даже соответствующую главу в проекте Основного закона, однако вскоре Хрущев ушел в отставку и конституционная реформа была прервана.
К вопросу вернулись уже во времена новейшей истории страны. При подготовке XIX Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1988 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, но тогда была введена другая должность — Председателя Верховного Совета СССР, которым стал Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Но уже через два года — 15 марта 1990-го — внеочередной III съезд народных депутатов СССР осуществил давнюю задумку Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева и принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Тогда же инициатор перестройки и гласности стал первым и последним Президентом Советского Союза.
При этом образование института президентской власти не ограничилось союзным масштабом, а плавно перетекло в республики, где также были введены посты президентов. Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», а также внес соответствующие изменения в Конституцию. Победителем первых выборов, состоявшихся уже 12 июня, стал Борис Ельцин, избранный на пятилетний срок. В декабре 1991 года распался Советский Союз и пост союзного президента вместе с великой страной канул в Лету.
Состоявшиеся в 1993 году выборы в Государственную Думу и Совет Федерации, принятие на референдуме новой Конституции России изменили расстановку политических сил в стране. Причем новый Основной закон определял президентский срок в четыре года, однако Ельцин находился на главном посту до конца срока, на который он был избран в 1991-м (согласно Заключительным и переходным положениям Конституции 1993 года). Но если итог выборов Президента РСФСР фактически был предопределен, то выборы 1996 года прошли в два тура и характеризовались ожесточенным противостоянием с левой оппозицией и далеко не однозначной победой Бориса Ельцина. Причем фактически они были первыми президентскими в новой суверенной стране — Российской Федерации.
В последний день 1999 года Ельцин заявил о своей отставке, что стало мировой информационной сенсацией. На выборах нового главы государства, прошедших 26 марта 2000 года, вторым российским президентом стал Владимир Путин. Так началась новая эпоха в отечественной истории…
КАК МЕНЯЛИСЬ ПРАВИЛА ИГРЫ
Сегодня выборы Президента Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Законы о выборах президента принимались (или изменялись) фактически перед каждыми выборами. Но хотя положения избирательного законодательства постоянно развивались, основы избирательной системы страны оставались неизменными. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Восемнадцатого марта 2018 года в Российской Федерации пройдет шестая избирательная кампания, если не считать выборы 1991 года, проводившиеся, по сути, в другой стране. В этот день в ходе всеобщего равного, прямого и тайного голосования граждане выберут главу государства на следующие шесть лет. Первый закон о выборах российского президента, подписанный 24 апреля 1991 года Председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным, устанавливал: на высший должностной пост в стране мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет со сроком полномочий в пять лет. В голосовании, проводившемся одновременно по кандидатам в президенты и вице-президенты (последний пост был упразднен по Конституции РФ 1993 года), могли участвовать граждане, достигшие 18 лет (эта норма никогда не изменялась).
Право на выдвижение кандидатов в президенты по закону имели зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания граждан и военнослужащих. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тысяч граждан или получить поддержку не менее 20 процентов от общего числа народных депутатов РСФСР. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные — вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов (также неизменяемая норма).
Новой суверенной стране потребовался и новый Закон «О выборах Президента РФ», принятый 17 мая 1995 года к выборам-1996, по которому глава государства избирался на четырехлетний срок. Появился законодательный «ценз оседлости»: главой государства мог быть избран только гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом было снято верхнее ограничение по возрасту (65 лет). Также впервые был определен механизм назначения даты выборов: днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства. Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения (общественные организации в уставе которых прописана возможность участия в выборах) и избирательные блоки, в которые входили два и более объединений. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был представить в Центризбирком один миллион подписей в свою поддержку (при досрочных и повторных выборах — в два раза меньше).
Впервые в законодательстве были предусмотрены досрочное голосование (на судах, находящихся в день выборов в плавании, полярных станциях, в отдаленных районах РФ), а также голосование по открепительным удостоверениям. Были установлены современные правила заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата. Был введен и минимальный порог явки избирателей: выборы признавались несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины избирателей.
Выборы-1996 стали пока единственными в истории России, где для определения победителя потребовалось два тура. Как отмечают многие эксперты, тогда победу Борису Ельцину обеспечило широкомасштабное использование различных по «чистоте» политтехнологий манипулирования общественным мнением под известным лозунгом «Голосуй или проиграешь!» (например, бесплатная еженедельная цветная газета «Не дай Бог!» с тиражом в 10 миллионов экземпляров или бесчисленные рекламные телеролики, посвященные очернению коммунизма вообще и Геннадия Зюганова в частности).
Законодательство к следующим выборам-2000 было откорректировано 30 марта 1999 года: появилось требование к кандидатам сообщать сведения о своей судимости и иностранном гражданстве, а также о доходах и имуществе. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены. Также поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предоставили возможность регистрации претендентов на основании денежного избирательного залога — минимум 15 процентов избирательного фонда (отменен с 14 марта 2009 г.). Новый вариант Федерального закона «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 года изменял принцип назначения даты выборов — первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства. Также был введен дополнительный критерий признания выборов несостоявшимися: если против всех кандидатов проголосовало больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов.
Новые законодательные «правила игры» Борис Ельцин подписал 31 декабря и в этот же день объявил о своей отставке (исполняющим обязанности Президента РФ стал Владимир Путин, назначенный в августе 1999 года Председателем Правительства РФ). В связи с этим 5 января 2000 года Совет Федерации назначил досрочные выборы на 26 марта (первоначально планировались 4 июня 2000 г.).
К слову, на этих выборах Элла Памфилова (лидер общественного движения «За гражданское достоинство», координирующее действия неправительственных организаций, работающих в интересах детей) стала первой женщиной, зарегистрированной кандидатом на пост Президента России. Впоследствии женщинами-кандидатами становились Ирина Хакамада (в 2004 г.) и Ксения Собчак (в 2018 г.).
Работа по подготовке выборов-2004 началась заранее. Так, 10 июля 2001 года были приняты поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой. А 10 января 2003 года был принят ныне действующий Закон «О выборах Президента РФ», усложнивший регистрацию кандидатов-самовыдвиженцев. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек, вместо одного миллиона подписей избирателей для регистрации нужно было собрать два миллиона. Была введена и норма об отказе в регистрации кандидатов, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25 процентов от общего количества.
Помимо этого, согласно поправке от 21 июля 2005 года в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», право выдвигать кандидатов получили политические партии, а избирательные блоки были запрещены. Сокращен до 5 процентов допустимый процент брака в подписных листах. Отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории А (президент, председатель Правительства, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.).
К слову, эти выборы стали последними, где в избирательных бюллетенях значился пункт «Против всех».
К выборам-2008 рядом поправок 2006 года были отменены порог явки и графа «Против всех». Тогда же политическим партиям было запрещено выдвигать в качестве кандидатов членов иных партий. Права стать Президентом РФ были лишены лица, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство; осужденные за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость, за преступления экстремистской направленности; подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование «нацистской атрибутики или символики». В 2007 году в этот перечень включены граждане с административным наказанием за производство и распространение экстремистских материалов.
Действующий президент страны Владимир Путин не имел права баллотироваться в третий раз подряд (согласно п. 3 ст. 81 Конституции РФ), поэтому поддержал кандидата от партии «Единая Россия», первого заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Тридцатого декабря 2008 года в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым срок полномочий президента начиная с выборов-2012 увеличивался до шести лет. Также важным новшеством стал видеомониторинг президентских выборов. Для предотвращения фальсификации результатов голосования в декабре 2011 года премьер-министр Владимир Путин предложил ЦИК и Министерству связи и массовых коммуникаций РФ впервые обеспечить видеонаблюдение процедур голосования и подсчета голосов избирателей с прямой трансляцией в Интернет (на каждом избирательном участке работало по две камеры, всего было установлено 182 800 камер). По данным Счетной палаты РФ, видеонаблюдением было обеспечено около 91 процента избирательных участков. Общественный доступ для наблюдения за выборами осуществлялся на сайте «Веб-выборы — 2012».
Помимо этого, по данным русскоязычной версии журнала Forbes, за ходом голосования и подсчета голосов наблюдали 690 000 наблюдателей, представляющих как кандидатов, так и различные неправительственные российские и международные организации.
Почти сразу после избирательной кампании началась подготовка выборов-2018. Так, 2 мая 2012 года, согласно очередным поправкам в Федеральный закон «О выборах Президента РФ», количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тысяч, для кандидатов от непарламентских партий установлен порог в 100 тысяч подписей. В 2013 году приняты нормы, запрещавшие кандидатам в президенты иметь счета и хранить ценности в иностранных банках за границей и обязанность сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера. В 2014 году положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права (то есть права быть избранными на пост президента) лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, заменено на десятилетнее ограничение со дня снятия или погашения судимости (по тяжким преступлениям) и через 15 лет (по особо тяжким). А 1 июня 2017 года отменено голосование по открепительным удостоверениям.
Кроме того, 3 марта 2017 года члены Совета Федерации Андрей Клишас, Анатолий Широков и депутат Госдумы Михаил Шеремет предложили изменения в Федеральный закон «О выборах Президента РФ» об уточнении процедуры назначения наблюдателей и обеспечении принципа гласности. Там была и поправка, изменяющая п. 7 ст. 5 закона: «Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье». В конце мая парламент одобрил эти изменения, а 1 июня их подписал глава государства… В результате президентские выборы — 2018 были назначены на 18 марта — символический день, когда в 2014 году в Крыму прошел референдум о воссоединении с Россией.
УЧАСТНИКИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ-2018
СПРАВКА
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном конституцией российской федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в российской федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
от 10.01.2003 №19-ФЗ (последняя редакция)
Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования…
Фото РИА «НОВОСТИ», PhotoXPress