Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Почему следует признать незаконным решение Хрущева о передаче Крыма Украине

В республике готовят запросы в Конституционный суд

02.07.2023 16:00

Автор: Александр Мащенко

Почему следует признать незаконным решение Хрущева о передаче Крыма Украине
Никита Хрущев. © Валентин Соболев/ТАСС

Депутаты Государственного совета Крыма готовят запросы в Конституционный суд РФ с просьбой признать незаконной передачу полуострова Украине в 1954 году. Для этого создана специальная рабочая группа под руководством председателя парламентского комитета по законодательству, доктора юридических наук Сергея Трофимова. По его словам, проекты запросов будут готовы к концу июля — началу августа, после чего их представят на открытии осенней сессии Государственного совета республики.

Читайте «Парламентскую газету»

В известном смысле толчок этому юридическому процессу дала «Парламентская газета», которая в феврале, к годовщине передачи полуострова в состав Украинской ССР опубликовала большую статью «Как Хрущев Крым Украине подарил». Одна из глав материала была посвящена как раз незаконности принятого в 1954 году решения.

Комментируя тогда для нашего издания юридические аспекты передачи Крыма, председатель Госсовета республики Владимир Константинов отметил, что по советскому законодательству принятие решений о передаче территории и изменении границ относилось к компетенции Верховных Советов СССР и союзных республик — высших органов государственной власти, а не президиумов и правительств. «Это следует из статей 49 Конституции СССР, 33 Конституции РСФСР, 30 Конституции УССР. Получается, что Указ Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» издан не уполномоченным на это органом и в нарушение установленного Основным законом порядка, как и все остальные посвященные этой теме акты президиумов союзных республик. В  юридическом плане они ничтожны, — объяснил Константинов. - Но и это еще не все, поскольку решения об изменении границ РСФСР и УССР вообще не принимались — ни президиумами, ни Верховными Советами, хотя это юридически важнейшая и прямо предписанная конституциями СССР, РСФСР, УССР составляющая часть вопроса о передаче и включении территории в границы другой республики».

Население Крыма: Русские — 858 273 (71,43%);
Украинцы — 267 659 (22,28%);
Остальные — 75 585 (6,29%).
(Данные переписи 1959 года)

При этом в актах о передаче Крыма отсутствуют гарантии языковых, культурных, конфессиональных и иных прав крымчан со стороны принимающей союзной республики, заметил политик. Это еще в советские времена позволило киевской власти проводить разного рода культурные эксперименты на полуострове. Ну а после обретения Украиной независимости и вовсе началась агрессивная украинизация — власти нэзалэжной ограничивали сферу применения русского языка, пытаясь вытеснить русскую культуру из образования и повседневной жизни крымчан.

Около двух миллиардов рублей получит в этом году Крым от продажи имущества украинских собственников

Последствия чувствуются до сих пор

Через три месяца после выхода нашей статьи, в мае, депутаты Государственного совета Крыма перевели вопрос из журналистской плоскости в юридическую. «Мы будем добиваться отмены всех актов 1954 года, оформивших этот произвол. По моему поручению была сформирована рабочая группа по подготовке проекта обращения в Конституционный суд РФ, позволяющего зафиксировать факт нелегитимности актов, на основании которых Крымская область была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР», — сообщил Владимир Константинов.

Рабочая группа обсудила предшествовавшие решению 1954 года события и объективные факты нарушений союзного законодательства. В результате специалисты пришли к выводу, что ни одного основания для передачи Крыма из РСФСР в состав УССР не было. В том числе опровергается и версия необходимости этой передачи для восстановления Крыма от послевоенной разрухи. Согласно статистическим данным, экономическая сфера полуострова была полностью восстановлена до 1954 года, рассказал спикер регионального парламента.

«Конечно, мы не сможем отменить воздействие актов 1954 года, исковеркавшее судьбы сотен тысяч людей, но констатировать ничтожность этих документов считаем необходимым», — отметил политик. По его словам, последствия незаконного решения крымчане ощущают до сих пор. Именно они лежат в основе западной санкционной политики в отношении Республики Крым и ее граждан, подпитывают реваншистские настроения среди руководства киевского террористического режима.

У крымчан ничего не спросили

По оценке члена рабочей группы, доктора исторических наук, профессора Крымского федерального университета Андрея Ишина, указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» от 19 февраля 1954 года, равно как и принятый на его основании Верховным Советом СССР 26 апреля того же года закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», противоречили действовавшему на тот момент законодательству — Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года.

«КрымССР заявляет о своей твердой решимости остаться одной из составных частей общей федерации великой Российской Республики на началах теснейшего и полного политического и экономического объединения для совместной борьбы за торжество коммунистической революции. Исходя из этого, КрымССР принимает и вводит в действие на всей территории Крыма все действующие законодательные акты РСФСР, как опубликованные доныне, так и издаваемые впоследствии, оставляя за собою права видоизменять их согласно условиям и особенностям Крыма», — гласит третий пункт Конституции Автономной Крымской Советской Социалистической Республики, принятой в ноябре 1921 года на Всекрымском учредительном съезде Советов, который фактически был аналогом всенародного референдума, рассказал Ишин «Парламентской газете». 

А в 1954 году никто даже не подумал спросить у крымчан, хотят ли они, чтобы их полуостров был передан в состав другой союзной республики. Тем более не поинтересовались точкой зрения представителей депортированных в годы войны народов: крымских татар, болгар, греков, немцев, армян, итальянцев. В итоге получилось, что депортировали их из России, а возвращаться после реабилитации им пришлось уже в другую страну — Украину. Еще один важный аспект, на который обратил внимание ученый: по советской Конституции, республики имели право на свободный выход из состава СССР, и значит, передавая Крым из состава РСФСР в состав УССР, Хрущев и его окружение вольно или невольно создавали возможность потери Крыма как неотъемлемой части России.

Мина замедленного действия

Наконец, полагает эксперт, передача Крыма в состав Украины нарушала не только советские, но и международные нормы, в частности базовые документы ООН, гарантирующие право наций на самоопределение, которого крымчане были лишены.

«Хрущевские решения заложили мину замедленного действия под государственное здание Советского Союза. Это даже не ошибка, а политическое преступление, потому что Крым — исконно российский регион, который в результате волюнтаристского решения оказался в составе Украинской ССР, имевшей конституционное право выхода из состава СССР. Фактически решение Хрущева лишало Россию первооснов ее государственности, потому что, как не раз говорил Президент Владимир Путин, Крым имеет для нашей страны огромное цивилизационное и сакральное значение», — сказал эксперт.

Незаконность решения о передаче Крыма Украине была очевидна многим еще в советские годы, в частности, против этого решения выступил в 1954 году тогдашний первый секретарь Крымского обкома компартии Павел Титов, за что и поплатился своим креслом. После распада СССР, в 1992 году Верховный Совет Российской Федерации даже принял постановление о правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, в котором признал их не имеющими юридической силы, однако Ельцин от того документа просто отмахнулся.

В марте 2014 года, в своей «крымской речи» Владимир Путин отмечал, что «это решение было принято с очевидными нарушениями действовавших даже тогда конституционных норм. Вопрос решили кулуарно, междусобойчиком. Естественно, что в условиях тоталитарного государства у жителей Крыма и Севастополя ни о чем не спрашивали. Просто поставили перед фактом».

Специальная военная операция на Украине актуализировала проблему и поставила в повестку дня вопрос о принципиальной оценке решения, принятого в 1954 году, считает Ишин.

Читайте также:

• Крымские пляжи защищены от загрязнения Очаковским мысом, Кинбурнской косой и морскими течениями