По политическим и градостроительным мотивам: как переносили памятники в России

Монументы сносили и перемещали чаще всего при смене власти

12:00  Автор: Мария Кузнецова

По политическим и градостроительным мотивам: как переносили памятники в России
Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. © ALEX 'FLORSTEIN' FEDOROV /Wikimedia Commons

В августе 1950 года памятник Пушкину в Москве переехал с Тверского бульвара на Страстную, ныне Пушкинскую площадь. Произведение скульптора Александра Опекушина, сооруженное на народные деньги, в 1880 году расположили у Тверских ворот, а спустя 70 лет задумчивый поэт переехал через дорогу, памятнику добавили монументальности, увеличив пьедестал, и он стал одним из главных символов города. Наше издание выяснило, как часто переносили памятники в России и за рубежом, зачем это делали и кто вообще определяет, где стоять монументу.

Точки притяжения

Памятники — это часть культурного достояния страны, народа и человечества. Они нужны, чтобы сохранить память об известных личностях или знаковых событиях в следующих поколениях.

«Например, на прогулке ребенок спросит папу или маму, кому поставлен памятник, те ему расскажут. И у подрастающего человека эта информация отложится, он запомнит, а потом, возможно, захочет больше узнать об этой личности, прочтет его книги. Очевидно, что памятники нужны. Другой вопрос — кому их ставить — всегда спорный», — рассказал нашему изданию член президиума Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Чепель.

В этом плане безупречен «наше все» и «светоч русской поэзии» Александр Пушкин. В России сейчас около трехсот памятников знаменитому поэту, и один из самых известных — в Москве.

Бронзовый 11-метровый монумент изначально расположили в начале Тверского бульвара на Страстной площади лицом к монастырю. Спустя 57 лет, в 1937 году, когда почти все постройки монастыря снесли и появился проект автомобильного кольца «А», его решили передвинуть на 104 метра, но из-за войны проект отложили и вернулись к нему уже в 1950-м, заодно реконструировав площадь и переименовав ее в Пушкинскую. Переезд памятника через дорогу на место снесенной монастырской колокольни занял почти всю ночь. Для этого проложили шпальные клети с рельсами и соорудили специальные ходовые тележки. 70-тонную статую водрузили на мощный бетонный фундамент, значительно увеличивший высоту монумента.

«Монументы или памятники — это прежде всего символы. И места для них выбирали тоже символические — важные точки притяжения, пересечения разных путей, центры общественной, культурной, религиозной жизни города», — рассказал «Парламентской газете» исследователь архитектуры и градостроительства Александр Змеул.

В нужном месте

Одна из причин, по которой памятники переезжали, — изменение градостроительной ситуации в том или ином месте. Помимо памятника Пушкину в этом плане показателен перенос монумента предводителям народного ополчения Минину и Пожарскому.

«Облик Красной площади изменился в 1920-1930-е годы, появился Мавзолей Ленина, снесли Воскресенские ворота и памятник Минину и Пожарскому переместили от нынешнего здания ГУМа к храму Василия Блаженного. Проектировщики решили, что это более подходящее место», — пояснил Змеул.

Памятник Максиму Горькому тоже переезжал, но место прописки все же не сменил. Его установили в 1951 году на площади Тверской Заставы напротив Белорусского вокзала, куда Горький прибыл в 1928 году после 15 лет эмиграции. Однако в 2005 году из-за реконструкции площади и строительства транспортной развязки мыслителя и борца отправили на 12 лет в ссылку в парк «Музеон». В 2017 году памятник, предварительно отреставрировав, вернули на старое место.

С памятником Николаю Гоголю в Москве все было гораздо сложнее. Произведение скульптора Николая Андреева установили в начале 1900-х на Пречистенском, ныне Гоголевском бульваре, но глубоко ушедший в мысли писатель создавал тяжелое ощущение. Кроме того, «скорбного» Гоголя недолюбливал Сталин, часто проезжавший мимо него из Кремля на Кунцевскую дачу. Скульптуру сначала перевезли в запасники музея архитектуры в Донском монастыре, а спустя несколько лет — во двор Дома-музея Гоголя на Никитском бульваре, где умер писатель. На Гоголевском же бульваре в 1952 году открыли памятник «веселому» Гоголю. Он больше подходил под советскую концепцию веры в светлое будущее, сам же скульптор Николай Томский называл его самым неудачным из своих монументальных проектов.

Неприкаянный Феликс

Изменение политической ситуации — еще одна причина переноса памятников. И со многими историческими личностями, как с Гоголем, власти не церемонились.

«В Москве было несколько волн сноса памятников. После революции, например, сносили монументы, связанные с эпохой Романовых: памятник Александру III у храма Христа Спасителя, памятник генералу Скобелеву на нынешней Тверской площади. С изменением политической ситуации в 1991 году тоже ликвидировали большое количество монументов: Дзержинскому, Свердлову, Калинину. До этого похожее было с памятниками Сталину», — рассказал Змеул.

Историю памятника Дзержинскому в Москве можно назвать, пожалуй, самой скандальной. 11-тонная бронзовая скульптура появилась в конце 1958 года на Лубянской площади, тогда носившей имя Дзержинского. Однако уже к концу 1980-х «железный Феликс» стал символом советских репрессий. В августе 1991 года его пытались снести манифестанты, и если бы у них получилось, скульптура повредила бы конструкции метро. Так что ее «эвакуировали» сначала на пустырь у Третьяковки, а затем в парк «Музеон». В 2000-х было несколько безрезультатных попыток вернуть Феликса на Лубянку. В итоге в сентябре 2023 года, к 146-летию чекиста, на территории штаб-квартиры Службы внешней разведки России в Ясенево открыли уменьшенную копию знаменитого памятника.

Как дети спасли Пушкина

Решение, где и какой памятник поставить, а также куда его следует переместить, принимают городские власти. Так, первый памятник Пушкину на Пушкинской площади в Петербурге появился на четыре года позже, чем в Москве, якобы из-за запрета императора Николая I. В апреле 1941 года Ленгорисполком решил перенести монумент в город Пушкин, чтобы построить на его месте сооружение Ленинградского метрополитена. Начавшаяся война не позволила выполнить намеченное, а потом планы потеряли свою актуальность. Есть также воспоминания Анны Ахматовой, по которым еще в 1937 году «соответственная комиссия постановила снять памятник Пушкину». Однако приехавшую на место технику остановили дети, игравшие в сквере. Они подняли такой шум, что решено было оставить им памятник.

«По передвигаемым памятникам самый яркий пример в Петербурге — Румянцевский обелиск, который сейчас находится у Академии художеств в Соловьевском саду. Сначала он стоял на Марсовом поле, потом там появился памятник Суворову, а обелиск передвинули на другую сторону Марсова поля, к Мраморному дворцу, а потом вообще перевезли за Неву на Васильевский остров», — рассказал Чепель.

Показательным примером перемещений по политическим соображениям историк назвал и петербургский памятник Александру III работы Паоло Трубецкого. Императора на коне как основателя великого сибирского пути поставили в 1909 году перед нынешним Московским, а тогда Николаевским вокзалом. При этом «толстозадый солдафон», как прозвал его Илья Репин, не нравился ни царской семье, ни народу. Зато позже «обормот на бегемоте» вполне устраивал советское правительство в качестве мишени для насмешек над старым режимом. При организации трамвайного движения памятник убрали на какое-то время в запасники Русского музея — он стоял во дворе, и экскурсанты могли даже увидеть его в окно. В 1994-м монумент извлекли, но установили не на историческое место, а перед Мраморным дворцом, где прежде стоял ленинский броневик.

Не встал на воинский учет — лишился гражданства

От слова «память»

То, как смена политического строя меняет отношение к памятникам, нагляднее всего демонстрируют статуи Ленина.

«В 1960-1970-е годы скульптор Вениамин Пинчук делал памятники Ленину, которые потом тиражировались. Его творение в бронзе поставили у Покровской больницы, а потом подобный памятник сделали из бетона и определили ему место у 11-го хлебозавода на Петроградской стороне. Он долгое время стоял там за оградой, но вдруг исчез, и где он сейчас — неизвестно. Я сторонник того, что, если историческая фигура есть, какие-то памятники оставлять надо», — сказал Чепель.

Своим любимым памятником он назвал скульптуру Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Ее планировали установить на Дворцовой площади, но не сложилось. И памятник, предназначенный для открытого пространства, по сей день находится в Русском музее.

Зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, представляющая в парламенте Санкт-Петербург, своим любимым монументом назвала «Медного всадника»: «Памятник замечателен своим лаконизмом, там нет барочных финтифлюшек. Камень серый, как скала, и очень похож на Россию».

Депутат считает, что памятники нужны, чтобы помнить о знаковых событиях и выдающихся людях. «Чесменская колонна в Царском Селе, например. Не было бы колонны, многие петербуржцы и гости города не знали бы, что произошло такое сражение во время русско-турецкой войны, в котором наш флот показал все свое могущество», — пояснила она.

Пошли по миру

Перемещение памятников — не редкость во всех странах. Так, например, Колонну Победы установили в Берлине сначала на площади Кенигсплац в честь победы Пруссии в войне с Данией в 1864 году. Но в 1939 году из-за планов Гитлера превратить Берлин в «столицу мира» ее перенесли на площадь Гросер-Штерн, задуманную как площадь почета Третьего рейха.

В Великобритании в 1827 году в память о победе при Ватерлоо напротив Букингемского дворца установили Мраморную арку. Но спустя 20 лет дворец начали расширять для королевы Виктории, арку разобрали и переместили на северо-западный конец Гайд-парка, где она стала играть роль парадного входа.

Особенный след в истории оставляют переносы огромных зданий. Так, в XIII веке до нашей эры в скале Абу-Симбел египтяне высекли два храма, посвященных победе Рамсеса II в битве при Кадеше. В середине ХХ века им грозило затопление из-за строительства плотины на реке Нил. Ради спасения объектов всемирного наследия решили перенести их на 200 метров от берега. Это перемещение до сих пор считают одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире.

Роскачество назвало крупнейших производителей неправильного меда

Не менее интересна история переезда монастыря Богородицы Царицы Ангелов. Его построили в Испании в XII веке, но в 1925 году монастырь, находившийся в плачевном состоянии, приобрел медиамагнат Уильям Рэндольф Херст. Здания разобрали, пронумеровав каждый камень и элемент конструкции, упаковали в 11 тысяч деревянных ящиков и отправили в США. Однако у самого Херста руки до него так и не дошли, ящики пролежали на складе в Бруклине 26 лет. После смерти магната их выкупили на аукционе два предпринимателя и восстановили монастырь практически в первозданном виде, но уже в Майами-Бич. Журнал «Тайм» назвал новую достопримечательность «самым большим пазлом-конструктором в ​​истории».

СПРАВКА

Самые высокие памятники в России:

Монумент Победы (Москва) — 141,8 метра

Памятник покорителям космоса (Москва) — 107 метров

Памятник Петру I (Москва) — 98 метров

Родина-мать зовет! (Волгоград) — 85 метров

Защитникам Советского Заполярья (Мурманск) — 42,5 метра

Рабочий и колхозница (Москва) — 24,5 метра

Кому поставить памятник на Лубянской площади в Москве? (%)

Александру Невскому — 55

Феликсу Дзержинскому — 45

Источник: голосование на портале «Активный гражданин», февраль 2021 года