Все о пенсиях в России

00:00Школьные медики выйдут на пенсию досрочно

два дня назадДепутат Миронов призвал ввести Единую соцкарту для пенсионеров

24.03.2025Россиянам рассказали, что делать, если пенсию не проиндексировали

Платные медуслуги разрешат оказывать только по желанию пациента

При этом в поликлинике и больнице должны предупредить человека, что полечиться можно и бесплатно

Платные медуслуги разрешат оказывать только по желанию пациента
  © Тимур Ханов/ПГ

Люди смогут заключить дистанционный договор с клиникой на обслуживание за деньги. А медицинские организации — самостоятельно решать, сколько сотрудников и кабинетов задействовать для оказания платных услуг. Такие изменения содержит постановление кабмина, опубликованное на официальном интернет-портале Правительства. В силу документ вступит 1 сентября и будет действовать три года.

Как разделить потоки

Нынешние нормы оказания платных услуг действуют с 2012 года. Поводом для их изменения послужили сигналы ФАС и жалобы людей, заплативших за медпомощь, которая, по идее, входит в ОМС. Теперь Минздрав решил четко разделить потоки пациентов, которые хотят лечиться по полису или за свои кровные.

Коррективы вступят в силу 1 сентября и будут действовать до этой же даты 2026 года. Авторы документа ввели несколько понятий: «платные медицинские услуги», «заказчик» и «потребитель». Так, первое — это услуги, «предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, работодателей или иных на основании договоров, в том числе добровольного медицинского страхования». Заказчик может быть, как физ- так и юрлицом, он заказывает или приобретает услуги. А потребитель — это физическое лицо, которое их получает.

В постановлении также сказано, что желающему лечиться за деньги представитель медучреждения обязан рассказать и о возможности сделать это бесплатно.

Россияне стали больше тратить на частные клиники

Чтобы расставить все точки над i, авторы документа перечислили условия, при которых клиникам можно брать плату. К примеру, если человек обратился туда по своему желанию или хочет соблюсти анонимность, а также если помощь понадобилась людям без российского гражданства или тем, у кого нет медстраховки. Зато по новым правилам учредители медорганизаций, в том числе и частных, могут самостоятельно решить, как для оказания платных услуг использовать материально-техническую базу и кадры.

По мнению доктора медицинских наук, депутата Госдумы Айрата Фаррахова, это очень важный документ для системы здравоохранения, который определил правила работы в такой чувствительной сфере, как платные услуги. «Пациентам дали право при желании лечиться за деньги, но и позаботились, чтобы в клиниках не нарушали конституционное право людей на медпомощь по ОМС. А для медиков сняли бюрократические препоны», — считает парламентарий.

Айрат Фаррахов. © Юрий Инякин/ПГ

Договориться и пожаловаться — на расстоянии

Согласно новшествам, теперь можно будет заключить договор дистанционно. При этом исполнителей обязали предоставлять пациенту как можно больше информации: лицензию, сведения об адресах, по которым принимают жалобы и требования, адрес официального сайта.

Кроме того, потенциальному клиенту должны будут рассказать о методах лечения, ожидаемых результатах оказания медицинской помощи и предупредить о связанных с этим рисках.

Читайте также:

• Хубезов: Понятие «медуслуга» хотят заменить на «медпомощь»

То, что договор можно заключить, не приходя в поликлинику, это современное решение, считает Айрат Фаррахов. «Во-первых, люди сэкономят свое время, а во-вторых, очень актуально во время сезонной эпидемии гриппа или коронавируса. Чем меньше контактов, тем меньше заражений», — уверен депутат.

Он считает, что так можно проводить и первичные приемы. С возможностью телемедицины люди могли бы получать значительно больше услуг. «Есть целый ряд направлений, к примеру, детская психиатрия, где можно смело внедрять и развивать дистанционные методы диагностики и лечения», — не сомневается Фаррахов. По его мнению, нужно более решительно и настойчиво вводить дистанционные методы диагностики и консультаций. Это может решить проблему большого количества запросов от граждан, особенно в условиях нехватки персонала.