Петербургское метро идет к великой цели маленькими шажками

Пока открывают одну станцию, две закрывают, но это ненадолго

Петербургское метро идет к великой цели маленькими шажками
  © пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

В Петербурге 13 июля после двухлетнего ремонта открылась одна из самых красивых станций метро в исторической части города — «Чернышевская». Ее запуск сопровождался неопределенностью по срокам и недоразумениями в первые дни работы. Параллельно обострилась дискуссия о строительстве петербургской подземки, особенно в сравнении со столичной. «Парламентская газета» напоминает, как сейчас обстоят дела с развитием метро и какие планы наиболее реалистичны.

Две за одну

Открытия «Чернышевской» петербуржцы ждали с нетерпением: это станция посредине самой старой, красной, ветки метрополитена, которая идет с юго-запада города от проспекта Ветеранов через исторический центр на север Петербурга в район Гражданского проспекта. Существует с 1958 года, ее глубина 66 метров. Как сообщил губернатор Александр Беглов, после реконструкции там появились новые эскалаторы, обновились исторические элементы и увеличилась пропускная способность до 50 тысяч пассажиров в сутки.

Ожидание торжественного события подкрепилось даже появлением в социальных сетях канала с названием «Открыли ли «Чернышевскую»?», в котором каждый день отвечали на этот вопрос: «Нет». А когда станция наконец заработала, первое сообщение было, что, мол, открыли, но эскалаторы сломались. Действительно, в первые дни на станции лестницы останавливались. В пресс-службе Петербургского метрополитена объяснили это так: «Учитывая постоянные динамические нагрузки, выявляется необходимость дополнительной корректировки порогов чувствительности датчиков безопасности — системы штатно срабатывают, останавливая механизм».

Незадолго до открытия «Чернышевской», 1 июня, на капитальный ремонт закрылось сразу две станции — «Удельная» и «Фрунзенская». Обе они на синей ветке петербургской подземки, считающейся основной, так как она проходит через Невский проспект и соединяет юг и север города от района, где расположен аэропорт Пулково, до Парнаса. «Удельная», рядом с которой находится одноименная железнодорожная станция, закрыта примерно до мая 2025 года, а »Фрунзенская», которая с 1961 года принимает пассажиров на Московском проспекте около Обводного канала, — почти до начала 2027 года. Последняя интересна тем, что построена по типовому проекту советского периода и входит в перечень объектов, обладающих признаками памятников истории и культуры. Но официального исторического статуса на данный момент нет, он уточняется. Пока, по предварительным планам, вестибюль хотят снести и построить на его месте центр управления метрополитеном со встроенным павильоном, а также реконструировать наклонный ход.

Еще несколько станций ремонтируют без закрытия для пассажиров: до конца октября 2024 года — вестибюль станции «Кировский завод», до 15 октября — стилобат у вестибюлей на «Гражданском проспекте» и «Ломоносовской», до 13 октября — пассажирские зоны на «Новочеркасской». А на ряде станций до 18 ноября постепенно устанавливают стеклометаллические разграничительные барьеры — на «Пушкинской», «Пионерской», «Василеостровской», «Обухово» и «Лиговском проспекте».

Обновленная карта

С открытием «Чернышевской» метрополитен обновил и карту подземки, добавив пригородные электрички и автобусы по значимым направлениям. Теперь видно, на чем можно добраться до аэропорта Пулково от станций метро «Московская» или «Проспект Ветеранов», как доехать до Стрельны или Красного Села с Балтийского вокзала, до Павловска — с Витебского вокзала, а также до Пискаревки и далее в сторону Всеволожска с Финляндского вокзала.

На этой карте пока не нанесены будущие станции метро. Но известно, что ключевые работы ведутся на трех. В конце этого года должны открыть станцию «Горный институт» на Васильевском острове. Она разместится на пересечении Большого проспекта ВО и Косой линии. Ее глубина около 70 метров, пропускная способность — 97 тысяч человек в сутки, и она будет всего лишь третьей по счету на всем огромном Васильевском острове. До нее можно будет доехать от Сенной площади через еще строящуюся «Театральную».

Сейчас «Горный институт» отделывают мрамором, а дизайн отсылает к идее Петра I о том, что вместо дорог по Васильевскому острову должны были передвигаться по каналам.

Цифры — Около 93 миллиардов рублей заложено в бюджете Петербурга на три года на строительство метро,
— 72 станции насчитывает петербургская подземка,
— 86 метров — залегание самой глубокой станции в России — «Адмиралтейской»

Неподалеку еще две станции, которые планируют запустить в этом году в Петербурге. Они связаны между собой одной новой веткой, которая пересечет сетку метрополитена с юго-запада на северо-восток, связав пересадочными узлами все другие линии. «Юго-Западная» на проспекте Маршала Казакова глубиной 55 метров будет выполнена в виде арок, деление которых напоминает ленту госнаград — ордена Святого Георгия и Георгиевский крест цвета оружейной стали. Название следующей станции, «Путиловская», говорит само за себя. Она будет пересадочной для «Кировского завода». Напомним, что сам завод изначально носил имя своего основателя Николая Путилова.

С «Театральной», которая откроется рядом с Мариинским театром, все сложнее. Из-за плотной исторической застройки несколько лет продолжались споры, где делать вестибюли и выходы. В январе 2023 года власти официально объявили: один из них будет на Лермонтовском проспекте, 1/44, на углу с улицей Декабристов, на месте дома быта, второй — за консерваторией, напротив дома 23 по улице Декабристов, где сейчас расположена автозаправка. Саму станцию планируют выполнить в серо-голубых тонах, которые напомнят интерьеры Мариинского театра, арочные конструкции на платформе будут похожи на распахнутые театральные кулисы, а на стенах изобразят силуэты танцующих артистов балета.

И со щитом, и на щите

Метро в Петербурге залегает в среднем на глубине 60 метров, поэтому для его прокладки нужны проходческие щиты. Выше копать почти нигде нельзя: неустойчивые грунты размоют тоннели. А на глубине 40-60 метров располагаются сухие кембрийские глины возрастом примерно 500 миллионов лет.

Щит «Надежда» город купил в 2012 году, с его помощью построили часть Фрунзенского радиуса метро и участок от «Приморской» до «Беговой» на другой линии. Но его потом разобрали и увезли в Москву — он считался собственностью прежней метростроительной компании и находился в залоге у банка. Как рассказывал Александр Беглов, город просил его выкупить или арендовать. Договориться удалось не сразу. Потом его нужно было собрать. Летом 2023 года он вышел на прокладку в экспериментальном режиме в сторону будущей станции «Богатырская». Эта станция станет следующей после «Беговой» и выведет зеленую ветку, которая идет от Гостиного Двора через Васильевский остров, на северо-запад Петербурга.

Еще два щита, которые имеются в распоряжении петербургских строителей, созданы в 1989 году в Донбассе. После модернизации они тоже работают в тестовом режиме, параллельно друг с другом. Их задача — проложить путь от почти готовой «Путиловской» на восток: к станциям «Броневая» около Кубинской улицы, 7, «Заставская» — рядом с Московскими Воротами, «Боровая» — на пересечении Лиговского проспекта и улицы Тосина и «Каретная» — на Обводном канале у дома 40. Но этого мало, поэтому город уже заказал новые щиты, которые изготавливают на Обуховском заводе.

Остальные станции, появление которых предрекают в далеком будущем, пока только на стадии проектов, на перспективных картах и в Генплане Петербурга, работы по их прокладке не идут.

Читайте также:

• В Петербурге создают новую систему управления транспортом и парковками