Пешеходов-нарушителей узнают в лицо умные камеры
Но рассылать им штрафы пока не будут — не готова законодательная база
Количество правонарушений, штрафы за которые станут выписывать автоматически — по информации с камер видеонаблюдения, — может вырасти. Неправильная парковка, неубранный мусор, разведение огня в неположенном месте, переход железнодорожных путей вне платформ и прочее. Технические возможности для этого уже созданы, осталось урегулировать законодательные вопросы, например, возможность узнавать людей по их биометрическим данным и рассылать штрафы в автоматическом режиме. Когда заработают технологии, узнала «Парламентская газета».
Камеры поставили рекорд
В 2023 году в России с помощью дорожных камер вынесли рекордное за последние пять лет число постановлений за нарушения ПДД — 221 миллион, что составляет 92 процента от общего количества оформленных штрафов. По данным Госавтоинспекции, в среднем на каждую камеру в России пришлось 7,6 тысячи нарушений, что стало максимальным значением за все время их использования.
Камеры работают не только на дорогах, почти десять лет в России действует система «Безопасный город»: больше миллиона устройств наблюдают за безопасностью в общественных местах, на транспорте, в жилых домах. За это время в Москве вдвое снизилась уличная преступность, в десять раз реже стали угонять автомобили, а раскрываемость преступлений выросла в два раза. В разных регионах власти выпускают мобильные приложения, с помощью которых люди могут фиксировать нарушения на камеры сотовых телефонов. Но отрабатывают сообщения и принимают решения о дальнейших действиях, например, штрафах, все равно люди.
Дальнейшее совершенствование цифровых разработок в этой сфере связано с внедрением технологий искусственного интеллекта. Умные камеры уже не просто фиксируют обстановку, но и умеют распознавать лица. Но возможность использования такого ресурса, а также юридическая сила полученной с его помощью информации, должны быть четко описаны в законодательстве, отметила первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова на круглом столе 21 июня.
Нормативно-правовая база для фиксации различных нарушений с помощью умных камер уже создана, но не решено, как использовать биометрические данные людей, ведь устройства узнают человека по лицу, сказал замдиректора департамента Минцифры Антон Радужан. По его словам, эти аспекты могут найти отражение в Цифровом кодексе, который сейчас разрабатывают.
Видеозапись — это еще не доказательство
О планах различных ведомств расширить количество административных составов, штрафовать за которые можно будет с помощью камер, сообщила замначальника отдела в департаменте законодательства об обороне, безопасности и судопроизводстве Минюста Дарья Зайкина. Например, беспилотники смогут фиксировать незаконные рубки леса, выявлять причины лесных пожаров и помогут установить виновных в них.
Следующий шаг — направление штрафа. И здесь могут возникнуть трудности: из 110 миллионов зарегистрированных на портале госуслуг только 12 миллионов согласились получать уведомления от государства в электронном виде, а три миллиона выразили отказ, о решении остальных — неизвестно. Кроме того, могут возникнуть ошибки в идентификации человека, ведь даже в случае с нарушением ПДД машину не всегда распознают корректно, отметила Зайкина.
О введении единого порядка информирования речь не идет, заверила Ирина Рукавишникова. Каждый человек и дальше сможет выбирать, как ему взаимодействовать с государством: в электронном виде или офлайн. Но назначать наказание только по данным с камер нельзя, уверена сенатор: «Наличие видеосвидетельства — лишь одно из средств, вся доказательная база строиться только на нем не может».
Не штрафовать, а устранять
Свои предложения есть и у железнодорожников. Поскольку растет количество пострадавших на путях, в РЖД попросили законодателей внести поправки в КоАП и разрешить выявлять нарушителей, переходящих стальную магистраль в неположенном месте, с помощью камер. Об этом на круглом столе в Совфеде сказал заместитель главного инженера дирекции инфраструктуры корпорации Игорь Астахов. Также в РЖД попросили увеличить штраф за нарушения на железнодорожных переездах, это уже касается автомобилистов. Сегодня за это грозит штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на год, в компании полагают правильным сразу лишать прав. Это, по их мнению, отрезвит потенциальных нарушителей. К слову, как сообщил Игорь Астахов, только 206 железнодорожных переездов в России оснащены видеокамерами. А всего их больше десяти тысяч.
Систему «Безопасный город» можно использовать не только чтобы выписывать штрафы или ловить преступников — ее главной задачей должна быть профилактика правонарушений, уверен представитель Минцифры Антон Радужан. Те же дорожные камеры должны в первую очередь детектировать аномалии: нетипичный транспортный поток, неправильные циклы светофора, не соответствующая дорожным условиям разметка. «Нужно в первую очередь устранять это, тогда и нарушений не будет, — отметил специалист. — То же и с парковкой в неправильных местах: если правильных мест будет больше, то вешать камеры на тротуарах и газонах не потребуется».
С 1 сентября заработает новый порядок размещения дорожных камер, согласно которому такие комплексы будут устанавливать в местах с высокой аварийностью. «То есть речь идет о купировании уже существующей проблемы, а это не превентивный подход», — сказал глава Ассоциации производителей систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» Эльдар Тузмухаметов. Он подтвердил, что системы распознавания лиц созданы, но выписывать штрафы на основании биометрических данных по закону нельзя. Пока нельзя…
Читайте также:
Ещё материалы: Ирина Рукавишникова