(Из выступления на совместном заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики)
- Наша страна — огромная континентальная северная держава, и Арктика должна быть колонизирована, цивилизована, став нашей перспективнейшей целью освоения… Это — богатейший регион, где находится 80 процентов всех наших месторождений углеводородов. И он должен находиться под нашим пристальным вниманием.
В Арктике масса нерешенных проблем, в том числе и правового регулирования, начиная с устойчивого социально-экономического развития в целом и кончая проблемами каждого отдельного хозяйствующего субъекта… Недостаточно регулируются вопросы промышленной и транспортной инфраструктуры, поддержки предпринимательской деятельности, обеспечения социальных гарантий лиц, проживающих и работающих в Арктической зоне. Назрел вопрос о разработке системообразующего законодательного акта, призванного собрать в единое целое предшествующие наработки, заполнить имеющиеся пробелы. В 2012 году Минрегионом был подготовлен проект федерального закона об Арктической зоне РФ, но так и не был внесен в Государственную Думу в связи с тем, что написан был так, что в нем не было предмета правового регулирования. Сегодня, приступая к разработке законопроекта, мы должны сделать его максимально предметным.
Нужны законодательные нормы, которые представляли бы собой некие чертежи правовых механизмов развития Арктической зоны. Многие из них уже закреплены в национальных документах стратегического характера, в частности, в Основах государственной политики развития Арктики до 2020 года и дальнейшую перспективу и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности так же до 2020 года. Но, по мнению наших экспертов, они недостаточно учтены в законодательстве РФ и практически не увязаны с ним. Поэтому в законопроекте должны быть предусмотрены организационные и финансовые механизмы стимулирования развития Арктического региона и меры по повышению его инвестиционной привлекательности.
Необходимо продумать государственное регулирование в области правового, тарифного, таможенного регулирования, в области земельных отношений, в градостроительстве, природоохранной деятельности. Законопроект должен предлагать решение вопросов, касающихся жизненно важных интересов России в этом регионе, в частности сохранения баланса природоресурсных и природоохранных интересов государства, оптимизации полномочий и совершенствования системы организации власти и управления…
Мы в Арктику пришли давно и не собираемся из нее выходить, поэтому надо относиться к ней, как к своему родному дому, и не гадить в этом доме. Это важнейший принцип, который должны держать в голове все — и по линии обеспечения безопасности и обороны, и по линии реализации гражданских проектов. Нельзя забывать, что защита окружающей среды — это и непременное условие сохранения уклада жизни коренных народов Севера. Нам нужны правовые стимулы для кардинального улучшения энергетической, информационной и транспортной обеспеченности отдаленных населенных пунктов Российской Арктики, в том числе развитие региональной авиации, создание информационной и коммуникационной инфраструктуры…
Мы в Арктику пришли давно и не собираемся из нее выходить, поэтому надо относиться к ней, как к своему родному дому, и не гадить в этом доме»
Особое внимание необходимо уделить правовому регулированию Северного морского пути, закрепить его статус как национальной единой транспортной коммуникации. Интерес к Севморпути резко вырос даже у стран, которые далеки от Арктики, но понимают, что это уникальный маршрут, который практически в два раза ускорит доставку грузов.
Считаю, что в законопроекте должен быть некий «часовой механизм» государственной поддержки перспективных проектов в Арктике, которые мы не можем начать по финансовым соображениям сегодня или завтра.