Павел Крашенинников: в Трудовом кодексе закрепят приоритет Основного закона
Такой законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы
Для реализации обновленной Конституции уже приняты изменения в более чем 130 законов. Они направлены на совершенствование структуры власти, защиту российского суверенитета и прав граждан. В декабре продолжится рассмотрение ряда инициатив, а в ближайшее время планируется внести в Госдуму поправки в Жилищный, Земельный и Трудовой кодексы, устанавливающие приоритет Конституции над международными соглашениями. Об этом рассказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель Рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Павел Крашенинников.
- Павел Владимирович, какие из законов, принятых во исполнение обновленной Конституции, вы считаете самыми важными?
- После вынесения обновленного текста Конституции на общероссийское голосование сопредседатели рабочей группы составили список из 100 законов, которые нужно править. Направили этот перечень в Администрацию Президента, понимая, что законов, нуждающихся в изменениях, может быть гораздо больше.
Хочу отметить, что уже внесены поправки более чем в 130 законов. У нас нет задачи по количеству изменений, есть задача комплексно урегулировать тот или иной вопрос. Если какая-то норма вступает в противоречие с Конституцией и ее нужно изменить, это делается.
Не должно быть противоречий в законодательстве — это ведет к спорам, нарушению чьих-то прав, судам. Конечно, эти истории неизбежны в любом случае, но мы стараемся их минимизировать.
Из блока законов, принятых для реализации конституционных норм, считаю наиболее важными федеральные конституционные законы о Правительстве и о Конституционном суде.
Не менее важен закон о Госсовете, так как в нем мы впервые указываем, что такое единая система публичной власти, ей дается определение и говорится о тех механизмах, которые должны работать и в других законодательных актах. Такая система включает в себя все органы власти и по вертикали, и по горизонтали. На федеральном уровне это в том числе Правительство, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд, иные федеральные суды. На региональном уровне — губернатор, региональные органы исполнительной власти, законодательное собрание, мировые суды. На местном уровне — в первую очередь муниципальные органы власти.
Заложенные в законе о Госсовете нормы должны учитываться, когда мы будем принимать, например, закон о культуре или изменения в законодательство о здравоохранении.
- Многие из принятых актов направлены на изменения в структуре власти. Для чего это сделано?
- Мы упорядочиваем структуру власти, обеспечивая ее прозрачность, а также это позволит избежать кризисных ситуаций. Например, раньше были случаи, когда закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, отклонял президент. Затем обе палаты парламента преодолевали вето президента. Фантастическая история? Нет, в 90-е годы такое было.
В итоге заведомо неконституционные нормы вступали в силу, и только Конституционный суд мог отменить этот закон. Но сколько за это время было нарушений прав!..
Сейчас установлено, что даже на стадии проектирования после внесения в Госдуму президент может попросить Конституционный суд рассмотреть законопроект на предмет соответствия Конституции. И больше не будет таких историй, что закон вступил в силу, и только после того, как наломали дров, его отменяют.
Также в 90-е годы была история с генеральным прокурором. Она породила кризис, потому что не было возможности назначить нового генпрокурора. Были ситуации, когда субъект Федерации не согласовывал кандидатуру регионального прокурора и назначение проходило не по принципу профессионализма, а по другим принципам. Сейчас эта проблема решена. Генерального прокурора, его заместителей, областных и приравненных к ним прокуроров, например природоохранных прокуратур, будет назначать президент после консультаций с Советом Федерации.
Изменен и порядок назначения министров. Установлено, что президент назначает их после утверждения Госдумой, а министров силового блока — после консультаций с Советом Федерации. В итоге парламентарии берут на себя ответственность за тех, кто занял министерские посты.
- Как все это повлияет на повседневную жизнь граждан?
- Безусловно, оперативное и непосредственное влияние окажет федеральный бюджет, в котором реализуются конституционные положения по поводу индексации пенсий… Но хочу отметить, что все принятые для реализации Конституции законы касаются обычной жизни. Совершенствуется деятельность Правительства, парламента — соответственно, повысится качество работы власти, принимаемых законов, уровень защиты прав граждан.
- Принят ряд законов о приоритете Конституции над международными правовыми актами. Каким образом это может сказаться на внешнеполитических отношениях, на имидже России в мире?
- Уверен, что это скажется положительно, так как мы защищаем свой суверенитет. Суверенитет — это не только пограничники и ловля контрабандистов. Это большой комплекс вопросов. Приоритет Конституции — это часть суверенитета, так же как норма об отсутствии иностранного гражданства и счетов за рубежом у министров.
Раньше, в основном у юристов, была дискуссия, в том числе в судах, что важнее — нормы Конституции РФ или международные договоры. А теперь мы четко и однозначно закрепили приоритет Конституции: сначала Основной закон, потом международные соглашения, в которых участвует Россия, затем федеральные законы.
В случае расхождения или разного истолкования каких-то норм, возникновения споров есть Конституционный суд. Если нормы международных соглашений расходятся с Основным законом, то приоритет — за Конституцией.
- Какие законопроекты, направленные на реализацию новых норм Конституции, планируется внести в ближайшее время?
- Думаю, что в декабре мы примем законы о статусе депутатов и сенаторов, о гарантиях экс-президенту. Также планируется внесение на рассмотрение Госдумы изменений в Жилищный, Земельный, Трудовой кодексы, устанавливающие приоритет Конституции над правилами международных договоров
- Изменилось ли, по вашему мнению, отношение граждан к Основному закону после внесения в него изменений?
- Не знаю, временно это или нет, но отношение людей изменилось — с учетом того, что мы достаточно широко обсуждали поправки к Конституции, были дискуссии, проводились опросы. Это достаточно живая тема, и сейчас о ней все говорят. Интерес к Конституции в обществе повысился, конечно же.
Граждане должны знать Конституцию, ее основы следует преподавать в школах. В ней целая глава посвящена правам и свободам человека, и это очень важно для каждого. Надо рассказывать людям об Основном законе и делать так, чтобы они не утратили к нему интерес. Если говорить с научной точки зрения, конституционное право сейчас переживает скачок и исследований на эту тему стало больше.
Ещё материалы: Павел Крашенинников