Парламентам новых регионов необходимо принять больше тысячи законов

Из них за первый год работы — хотя бы 170, считают в Крыму, который опирается на свой опыт интеграции

27.09.2023 12:50

Автор: Александр Мащенко

Парламентам новых регионов необходимо принять больше тысячи законов
  © Пелагия Тихонова / АГН Москва

В этом году у нас появился новый праздник — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией. Памятная дата будет отмечаться 30 сентября, в годовщину подписания договоров о воссоединении этих регионов с их исторической родиной. Проект соответствующего федерального закона был внесен в Государственную Думу президентом. По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, дата 30 сентября 2022 года навсегда вписана в историю нашей страны, равно как и 18 марта 2014 года — День воссоединения Крыма с Россией.

Образец для новых субъектов

Упоминание в одном ряду двух этих дат — 18 марта 2014-го и 30 сентября 2022 года — неслучайно. Они стали вехами на пути собирания русских земель. Крым первым проложил дорогу домой другим регионам исторической России и играет сейчас важнейшую роль в их интеграции в единое государственное пространство. Об этом в эксклюзивном комментарии «Парламентской газете» рассказал председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов.

— Как вы оцениваете ход интеграции новых регионов? Что сделано? Что еще предстоит сделать? Насколько важны для интеграции новых регионов недавно состоявшиеся там выборы в региональные парламенты и назначение сенаторов от законодательных органов власти? — спросили мы у политика, который возглавляет крымский парламент на протяжении всего новейшего российского периода его истории.

— Безусловно, командам в новых субъектах России (многие ошибочно называют их новыми регионами, однако территории это исконно русские) предстоит колоссальная работа в части интеграции в российское правовое пространство. Неоднократно говорил, что в Донецке и Луганске этот процесс будет идти более динамично, поскольку с 2014 года они не жили в украинской системе координат. При этом помимо управленческих команд, которые там сформированы, в этих регионах люди выстрадали возвращение в Россию и готовы к интеграции на ментальном уровне.

Владимир Константинов. © пресс-служба Совета Федерации

Не менее важно, что и нормотворческая работа в ДНР и ЛНР уже ведется. Их парламентами принято соответственно 60 и 40 базовых законов, регулирующих наиболее значимые сферы жизни общества. Что касается Херсона и Запорожья — их путь сложнее. Сейчас там избраны депутаты, ведется работа по формированию аппаратов государственных органов власти. После этого необходимо незамедлительно приступать к принятию уставов регионов, различных регламентов и законов, фактически — начинать возводить фундамент новой, российской системы.

Это непростая работа. Но куда сложнее — провести интеграцию на ментальном уровне, сделать так, чтобы люди в этих субъектах, привыкшие к украинской системе, приняли российские законы, исполняли их нормы, жили по ним.

В 2014 году Крым первым прошел по интеграционному пути. Мы сделали все максимально эффективно и своевременно, у нас была сформирована крепкая команда, крымчане стремились стать частью России. В этом отношении для новых субъектов РФ наша республика является образцом. И мы со своей стороны делимся с ними своим опытом. Сейчас, после избрания парламентов, назначения глав регионов, сенаторов, наше взаимодействие будет еще более активным. К примеру, в ближайшее время мы планируем встретиться с председателями законодательных органов ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, обсудить с ними предстоящую совместную работу.

Конечно, в новых субъектах есть свои органы власти, в которых работают достойные специалисты, они подчиняются федеральному центру. Однако мы заинтересованы в том, чтобы интеграционные процессы прошли в них как можно быстрее, и будем всячески помогать им в этом.

Бессараб рассказала, как будет проходить индексация пенсий в 2024-2025 годах

Кадры решают все

В свою очередь, по словам главы Крыма Сергея Аксенова, республика готова оказывать помощь новым регионам по всем направлениям. «Уверен, что наше плодотворное сотрудничество будет расширяться. Это откроет новые возможности и позволит реализовать взаимовыгодные проекты», — отметил политик.

Итоги референдумов 23—27 сентября 2022 года о воссоединении с Россией ДНР: за — 99,23%

ЛНР: за — 98,42%

Запорожская область: за — 93,11%

Херсонская область: за — 87,05%

Многие проблемы новых субъектов схожи с теми, что стояли перед Крымом в 2014 году, — обращение с архивами предприятий, учреждений и организаций; учет стажа и соответствующей квалификации граждан; выстраивание бюджетной системы и системы налогообложения; организация системы осуществления государственных и муниципальных закупок; запуск системы обязательного медицинского страхования; лицензирование медицинской деятельности; разработка и принятие градостроительной документации; завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов; восстановление объектов культурного наследия и многое другое.

Одним из самых острых вопросов является кадровый. Конечно, подготовка кадров для новых регионов уже проводится, в том числе на территории Республики Крым. Но не только она должна решить проблему. Главное — мобилизация кадровых ресурсов, для чего необходим учет стажа государственной и муниципальной службы управленцев, уровня их образования, ученых степеней и ученых званий, страхового стажа для определения права на страховую пенсию и ее размера и так далее. Естественно, все это ими приобретено в период до вхождения в состав Российской Федерации. Но чтобы не разбрасываться кадрами, все это необходимо учитывать в новом для них государстве.

Жизненно важно установление максимально комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности, а также реальных сроков перехода на общие стандарты. Например, в Республике Крым даже в мирных условиях за девять лет не удалось полностью завершить процедуру лицензирования медицинских учреждений, а материально-техническая база больниц и поликлиник на новых территориях точно не лучше крымской образца 2014 года.

Азовский путь

По оценке Владимира Константинова, на первом этапе республикам Донбасса, Херсонской и Запорожской областям необходимо принять около 300 базовых региональных законов, которые сформируют законодательное поле новых субъектов. В 2014 году в Крыму на это ушло девять месяцев, но в республике была слаженная команда единомышленников. Новым субъектам придется сложнее, уверен политик. Поэтому, если они примут в первый год хотя бы 170 законов, это будет уже хорошо.

В целом же о масштабах предстоящей парламентам новых субъектов работы говорит такой факт: за девять с половиной лет после воссоединения с Россией Госсоветом Крыма было принято около 1200 законов и более 3200 постановлений.

Сотрудничество между Крымом и новыми субъектами развивается не только в законодательной, но и в других сферах. Важнейшую роль в жизнеобеспечении полуострова играет сухопутный коридор с полуострова в «старую Россию». Его значение особенно усилилось после теракта на Крымском мосту в июле нынешнего года.

© Виталий Тимкив / РИА Новости

Недавно председатель Комитета Госсовета Крыма по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель вместе с представителями 12 национально-культурных объединений республики совершил автопробег «Азовский путь». За три дня его участники проехали по маршруту Симферополь — Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Мелитополь — Геническ — Симферополь, чтобы показать безопасность и значение коридора в интеграционных процессах, происходящих в новых субъектах.

В ходе автопробега прошли встречи с представителями национальных диаспор новых регионов, тем более что в Мелитополе уже зарегистрированы и юридически оформлены армянская, греческая, немецкая и болгарская национально-культурные автономии.

Кстати

Государственный совет Крыма выступил с законодательной инициативой об урегулировании сухопутной и морской границ в связи принятием в Российскую Федерацию новых субъектов.

«В связи с тем что по суше Республика Крым уже не граничит с Украиной, а Азовское море стало внутренним морем РФ, статья 3 Федерального конституционного закона «Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя» требует уточнения», — разъяснил автор инициативы, депутат Госсовета республики Сергей Дремов.

Предлагается исключить из статьи 3 положения, определяющие, что граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации, а также положение, касающееся правового регулирования разграничения морского пространства Азовского моря.

Читайте также:

• Сенаторский корпус пополнился новыми представителями регионов