Парад Победы пройдет в исторический день
Президент приказал провести шествие в честь 75-летия разгрома фашизма 24 июня
Во вторник Владимир Путин на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу по видеосвязи отдал приказ начать подготовку к проведению военного парада в честь 75-летия Великой Победы, намеченного на историческую дату — 24 июня. В среду пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков предположил, что этот день в 2020 году может быть объявлен выходным. В этот день в 1945 году в ознаменование победы над фашизмом сводные полки бойцов Красной армии и флота прошли по брусчатке Красной площади и бросили трофейные гитлеровские знамена к подножью Мавзолея.Это был яркий триумф советского народа, победившего гитлеровскую Германию, навсегда вошедший в историю отечественной государственности. Но откуда пошла традиция воинских парадов и как она зарождалась в России? И почему история проведения парадов Победы не так проста, как это представляется сегодня?
Римское наследие
Во всех учебниках военной истории утверждается, что традиция проведения парадов уходит корнями в глубокую древность, когда государства в той или иной форме стали обзаводиться вооруженными силами. Еще древние египтяне понимали значение воинских смотров для поднятия морального духа войск и проверки их обучения, а еще, — чтобы население могло увидеть военную силу своего государства. Об этом свидетельствуют археологические находки, датируемые вторым тысячелетием до Рождества Христова.
- Слово «парад» как понятие имеет латинский корень и означает «торжество», да и сами военные парады, аналогичные современным, зародились в Древнем Риме, — рассказал «РФ сегодня» эксперт Российского военно-ис-торического общества Николай Копылов. — Примером того, что позже стали называть парадами, является знаменитый римский триумф. По закону республики (а затем — империи) полководец, одержавший важную победу, удостаивался права триумфа: торжественного прохождения во главе войск по городу под музыкальное сопровождение. Причем существовало правило: триумф проводился, если количество убитых на войне врагов достигало пяти тысяч.
Римляне видели в этой процедуре не только триумф оружия, она была для них символом власти, имевшим сакральное значение: перед римскими богами не устоит ни один противник, — для чего в ходе процессии по городу проносились трофеи и проводились пленные — вожди и правители покоренных племен, члены их семей, наиболее знатные воины.
В сохранившихся до наших дней исторических хрониках описано немало торжественных маршей такого рода, отмечает историк. Например, триумф римского полководца Квинта Цецилия после его победы над македонской армией в знаменитой битве при Пидне, когда перед колесницей триумфатора в качестве рабов шла семья македонского царя. Или целых четыре триумфа Гая Юлия Цезаря в 46 году до н.э. после удачного завершения галльских войн и ряда других побед.
Но при этом была одна существенная и значимая деталь: триумфатор ехал по городу в колеснице, блистая парадными доспехами, но рядом бежал раб и все время кричал: «Оглянись» — потому что сзади к колеснице были привязаны колокольчик и кнут. Кнутом наказывали рабов за проступки, а колокольчик вешали на шею осужденным на смертную казнь. Тем самым триумфатору показывали, что все в этом мире преходяще, и если сегодня он на вершине славы и власти, то завтра может очутиться на дне общества.
Кстати, полководец мог получить право империума — высшей власти на одни сутки, — когда любой издаваемый им закон невозможно было отменить. Причем триумф был единственным случаем, когда легионеры появлялись на улицах Вечного города.
- С падением Римской империи традиция торжественного прохождения войск после одержанных побед уходит в небытие, — продолжает Николай Копылов. — Парадная традиция возвращается в жизнь лишь в XVII веке, когда в европейских государствах появляются регулярные армии. Впервые их сформировали во Франции, а их отцом-основателем стал маркиз де Лувуа, военный министр, а позже премьер-министр при короле Людовике XIV. Начатая им в 1679 году военная реформа возродила также и традицию военных смотров, которые завершались торжественным прохождением войск.
Большие армии, использующие линейную тактику, требующую сложной выучки больших масс пехоты и кавалерии, привели к тому, что парад стал лучшим средством обучения солдат воинскому строю. Этим активно занимался король Пруссии Фридрих Великий, которого современники называли королем-воителем.
Огромной популярностью парадная «процедура» пользовалась у императора Франции Наполеона. Государство было милитаризировано, в империи существовал культ войны, и регулярно в честь побед французского оружия в Париже устраивались парады городского гарнизона, прежде всего гвардии.
в жизни каждого военного события.
«Возымели желание к воинской службе»
Не обошла эта традиция и Русь. Первое письменное упоминание о военном смотре и росписи полков относится к 1380 году, когда перед Куликовской битвой в Коломне собиралось русское воинство. Вряд ли это событие можно считать парадом, отметил Николай Копылов, хотя, по свидетельству летописцев, мероприятие было весьма торжественным.
В XVII веке основы регулярной армии только закладывались, к чему приложил руку молодой Петр I, рассказывает историк. Часто после полевых учений с потешными полками — Бутырским, Преображенским и Семеновским, — не будучи даже царем, а только наследником, Петр устраивал их прохождение перед своей персоной. Но это было лишь массовое зрелище.
Торжественные марши в честь побед русского оружия в стиле римского триумфа появились в ходе Северной войны, знаменуя каждый значимый военный успех молодой российской регулярной армии. Один из первых парадов состоялся в 1702 году, после взятия крепости Шлиссельбург (Орешек). Тогда по Мясницкой улице Москвы провезли трофеи и провели пленных. Царь Петр ехал в золоченой карете, следом волочились шведские знамена. Еще более торжественное прохождение войск по московским улицам и площадям прошло в конце 1709 года — после победы в Полтавской битве.
Весьма показателен документ, принятый Сенатом в 1732 году, «О смотре и обучении полков», где подробно расписываются все порядки построения, маршей и военной формы участников. Также подчеркивалось, что на подобных генеральных смотрах разрешается присутствовать простому люду, особенно молодежи, дабы все «возымели желание к воинской службе».
- После смерти Петра I традиция угасает, — говорит Николай Копылов. — Но во второй половине XVIII века, когда Россия начинает перенимать европейские, в основном прусские, обычаи, парады возвращаются и во времена Павла I достигают апогея. Император даже учреждает вахт-парад: торжественный под музыку развод караулов, который сопровождается парадом гвардии. Эта традиция сохранилась до 1917 года.
С именем его сына и наследника Александра I также связано два знаменитых парада, завершивших череду наполеоновских войн. Первый — по случаю вступления войск союзников в Париж 31 марта 1814 года, когда колонны войск возглавил лично российский император — верхом на белом коне. А второй - когда русская армия вернулась домой и ее полки торжественным маршем вступили в столицу Российской империи — Санкт-Петербург. И опять же парад возглавлял император…
Постепенно военные парады стали почитаемым атрибутом жизни россиян. Вот что писал поэт и литературный наставник Пушкина, один из выдающихся людей своего времени Василий Андреевич Жуковский о военном параде по случаю открытия Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге: «И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска…»
С именем Александра I связана и традиция парадов, проводимых на петербургском Марсовом поле (как тогда называли это место — Царицыном лугу) по завершении ежегодно проводимых маневров (ее поддерживали все последующие императоры из династии Романовых). Последний состоялся в 1914 году — за неделю до начала Первой мировой войны. Потом России было уже не до парадов.
Так что следующее торжественное прохождение войск было уже при советской власти. 1 мая 1918 года на Ходынском поле в Москве состоялся первый военный парад частей Красной армии. В Советском Союзе традиция также прижилась. Торжественные прохождения войск
стали проводиться регулярно, дважды в год по революционным праздникам — 1 Мая и 7 Ноября, и не только в Москве.
Безусловно, самым ярким и запоминающимся стал Парад Победы 24 июня 1945 года — символический акт, завершивший Великую Отечественную войну и продемонстрировавший миру мощь Советского государства и его армии. «Он был проведен именно в стиле римских триумфов, — считает Николай Копылов. — Прямой отсыл к этому — бросание знамен и штандартов поверженного врага к подножию Мавзолея. Это стало подлинным Триумфом Победы, у которого, впрочем, оказалось свое, весьма непростое продолжение».
Период молчания
Впрочем, после 24 июня 1945 года военные парады по случаю Победы перестали проводить. Официально День Победы не отмечается. Более того, 9 мая, объявленное в 1945 году праздничным выходным днем, с 1948 года перестает быть таковым и становится рабочим, а обладателям орденов и медалей, полученных за военные подвиги, перестают выплачивать наградные пособия.
Чем были вызваны эти решения? Историки до сих пор не могут найти однозначного объяснения, почему советское руководство не пыталось каждый год напомнить миру о триумфе 1945-го. Начальник научного отдела Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров не видит здесь какой-то политической, конспирологической или личной подоплеки. Первые послевоенные годы были очень тяжелыми, отмечает историк, и, помимо разрухи, сразу после войны разразилась засуха, принесшая неурожай. Советскому Союзу требовались чрезвычайные усилия на восстановление и возрождение к нормальной жизни. А так как государственная машина СССР того времени не допускала многовекторности во внутренней политике, то и было принято решение направить все силы на восстановление страны, на трудовой фронт.
И есть еще один аспект, на который историки почему-то не обращают внимания. Масштабы разрушений и человеческих потерь, особенно среди гражданского населения, были настолько чудовищны, что окончание войны и победа в ней воспринимались в первую очередь как избавление. Ужас кончился, больше не будет похоронок. А любое воспоминание о войне влекло за собой травматические переживания.
«Враги сожгли родную хату, убили всю его семью…» — слова этой гениальной песни очень верно передают ощущение невосполнимости утрат: как смириться с этим, начать жизнь заново? А ведь людей с такими психологическими травмами были миллионы. Должно было пройти время, чтобы человек мог спокойно говорить о войне, что довелось испытать. И руководство страны, считает Юрий Никифоров, понимало, что лучший способ психологической реабилитации для человека — дать ему важное дело, поручить новую работу, которая переключит его внимание, отвлечет от печальных воспоминаний и переживаний. Такой работой и стало восстановление страны.
Возвращение парада
20 лет Советский Союз не отмечал День Победы парадом на Красной площади, и лишь в 1965 году 9 Мая вновь стало всенародным праздником и выходным днем. Состоялся и парад, в ходе которого по Красной площади впервые пронесли Знамя Победы.
В новейшее время после принятия 19 мая 1995 года Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» парады в России стали проводиться ежегодно…
Кому-то может показаться странным, что чем дальше в прошлое уходит Великая Отечественная война, тем чаще мы стараемся ее вспоминать. Но это абсолютно нормально, уверен Юрий Никифоров. Механизм исторической памяти подразумевает ее передачу от отца к сыну, затем к внуку, но дальше связь неизбежно истончается, размышляет он, и правнуки уже не представляют своих прадедов как живых людей, у них пропадает эмоциональная связь с предками. Но ее можно и нужно поддерживать с помощью ритуалов. Потому чем дальше уходит событие, тем больше возрастает значимость и традиционного парада Победы на Красной площади, и новых инициа-тив — «Георгиевской ленточки» и «Бессмертного полка». Только так можно сохранить значимость победы над фашизмом для будущих поколений и нерушимость итогов войны, уверен историк, потому что Память тоже нуждается во всенародном празднике…
В этом году пандемия не позволила провести 9 Мая юбилейный парад в честь 75-летия Великой Победы. Но он состоится — 24 июня. В этот день по брусчатке Красной площади пройдут наследники победителей. Тех, кто на историческом параде 24 июня 1945 года бросил фашистские штандарты к подножию Мавзолея.