Вячеслав МАКАРОВ: Ответственность — цена власти
Конституцией Российской Федерации 20 лет тому назад были закреплены новые принципы государственного устройства.
Статьей 3 было провозглашено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ и что именно он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По сути, именно тогда был заложен политический базис нового государства — демократической России, гражданам которой было гарантировано право на участие в управлении государством через своих представителей — депутатов Законодательных собраний субъектов Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
За два последних десятилетия ни одна из государственных структур не вызывала, пожалуй, столь различных, а часто и диаметрально противоположных оценок, как представительные и законодательные органы власти, функционировавшие в этот период, потому что ни с одной другой ветвью власти у общества нет такой тесной связи.
Обществом парламентаризм рассматривается как элемент политической системы, в которой суверенная воля народа воплощается в избранном на основе общепринятых демократических процедур народном представительстве. Избранная власть осуществляет законодательную, финансово-бюджетную, контрольную функции, таким образом ограничивая объем компетенции исполнительной и судебной ветвей государственной власти.
Вячеслав МАКАРОВ Родился 7 мая 1955 года.
|
Восприятие представительной власти общественным сознанием, отношение граждан к ее деятельности имеют одно из основополагающих значений для эффективного функционирования всей политической системы страны. Ведь политическая система функционирует эффективно тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть, идентифицируют себя с ней и осознают, что именно парламентская система является надежной основой защиты их интересов.
Развитие учреждений народного представительства в России надо рассматривать как непрерывный процесс — от истоков, неизменно ассоциирующихся с деятельностью Первой и трех последующих дореволюционных Дум, через семь десятилетий специфических форм советского народовластия, до возобновления работы Государственной Думы как нижней Палаты парламента, предусмотренного Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Политическая реформа, формальный импульс к которой дала Х1Х партконференция КПСС, привела к неожиданным для большинства ее инициировавших результатам. В общественном сознании укоренился приоритет нового типа законности и власти. Он опирался на волеизъявление граждан. Народное представительство в форме съездов народных депутатов, Верховных Советов СССР и РСФСР было признано обществом как институты власти, представляющие большинство населения страны.
Российское общество за два последних десятилетия прошло путь от однопартийной системы — через хаос политического плюрализма начала 90-х годов и несовершенную двухпартийность середины и конца 90-х — к полному доминированию «партии власти», которая опирается на большинство активного населения. Эти подвижки в настроениях граждан отразились на политическом структурировании Думы, которая прошла путь от парламента, где не было явного доминирования партии власти и оппозиции, через созыв, где оппозиция имела блокирующий пакет голосов, к консолидации и абсолютному доминированию новой партии власти в лице «Единой России».
Это нашло свое отражение и в общественном сознании. Различные исследования фиксируют, что показатели доверия населения к нынешнему составу Думы в два раза выше, чем в начальный период становления этого института. Стабильное функционирование, без скандалов и потрясений этого института власти, является для населения свидетельством постоянного демократического развития общества, гарантом того, что катаклизмы 90-х больше не повторятся.
Санкт-Петербург — колыбель российского парламентаризма, где в далеком 1906 году начала работать Первая Государственная Дума. Недавно Думский зал Таврического дворца был отреставрирован, и, находясь в нем, можно представить, что думали, на что надеялись первые депутаты.
Колыбель другой, но также выдвинутой народом власти — Смольный. Сегодня находится немало критиков советской системы, но отдадим ей должное: именно она сделала страну такой, какой мы ее видим. Поэтому орган представительной власти Санкт-Петербурга -Законодательное собрание, — прошел через те же этапы развития, что и Дума, от прямой конфронтации с первым мэром Анатолием Собчаком до полной координации действий и консолидации усилий по социально-экономическому развитию города с губернатором и правительством Северной столицы в настоящее время.
Именно поэтому работа нашего парламента четко организована. Ежегодно Законодательное собрание и глава города принимают Совместный план законопроектной работы. В его основе — предложения губернатора, правительства города и депутатов по решению актуальных вопросов экономического развития, промышленной политики, научно-технической и инновационной деятельности, социальной защиты и государственного строительства.
С 1994 года Законодательное собрание стало членом Северо-Западной парламентской ассоциации. Развиваются международные контакты с парламентариями городов всех частей света: от Бюргершафта Вольного и Ганзейского города Гамбурга до Собрания народных представителей города Шанхай.
В 1997-1998 гг. в городе на Неве была выстроена новая система власти — органы местного самоуправления — муниципалитеты и 111 муниципальных Советов, представительных органов этой власти, непосредственно избранных населением, дополнили законодательную власть. С этих пор горожане могут дойти до своего депутата, живущего в его микрорайоне, изложить ему проблему, указать на недоработки. И сегодня основа петербургского депутатского корпуса Законодательного собрания — люди, прошедшие нелегкую школу муниципальной власти.
Открытость, доступность — отличительные черты нынешнего городского правительства и парламента. Сегодня каждый петербуржец может зайти на любой сайт органов государственной власти и местного самоуправления и получить всю интересующую его информацию или обратиться с волнующими его вопросами. Мы расширили круг субъектов законодательной инициативы. Вносить в Собрание проекты нормативных актов могут не только депутаты, парламентские органы и губернатор, но и почетные граждане Петербурга.
Принимаемые сегодня городские законы проходят через этап публичных слушаний — это так называемые нулевые чтения, на которые приглашаются и в которых принимают участие представители общественности самой различной идеологической и политической окраски и направленности.
Смысл парламентской работы состоит в открытых дискуссиях, постоянном диалоге с и горожанами, и с исполнительной властью. Соглашусь, что законы вызывали и будут вызывать споры и дебаты. На мой взгляд, это совершенно нормальный процесс. Потому, что каждая партия и ее фракция в Законодательном собрании отражает интересы большой группы избирателей, части общества. У каждой из них своя точка зрения на ту или иную проблему и механизм ее решения, а значит, и на то, какими должны быть законы, направленные на их разрешение. И мы стараемся учитывать разные позиции и, может быть, именно поэтому законы Петербурга получают такой общественный резонанс и зачастую становятся ориентиром для законодательной власти других регионов — как Северо-Западного федерального округа, так и страны в целом.
Наши инициативы находят отклик и в Государственной Думе. Петербургский парламент внес 12 проектов федеральных законов, направленных на противодействие нелегальной миграции, обеспечение безопасности детей как участников дорожного движения, первоочередное предоставление детям ветеранов боевых действий мест в школах и детских садах и т.д. От того, как быстро эти законы будут рассмотрены, во многом зависит степень остроты рассматриваемой проблемы в обществе, удовлетворенность гражданского населения действиями власти по ее разрешению. Кроме того, общество, государство — единый организм, поэтому, как правило, сходные проблемы возникают не у одного субъекта Федерации, а сразу у нескольких.
В настоящее время Собранием рассматривается предложение фракции «Единая Россия» о праве внесения в Госдуму консолидированных законодательных инициатив и степени приоритетности рассмотрения их в зависимости от количества субъектов Федерации, вносящих ее. Чем больше субъектов «подписавших» такую инициативу, тем более в приоритетном, вплоть до немедленного, порядке должна она рассматриваться. Эту идею поддерживает и Председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
Отражение в массовом сознании парламентаризма — это квинтэссенция трансформации отечественной государственности. И восприятие партий, лидеров, законодательных инициатив в значительной мере происходило и происходит через ознакомление общества с информацией о деятельности представительных органов власти всех уровней.
Связь последних с избирателями должна постоянно укрепляться и расширяться. Нужно увеличивать и степень открытости и доступности власти. Тем более, что современные средства массовой коммуникации предоставляют для этого неограниченные возможности. Ослабление и утеря этой связи, закрытость власти ведет к снижению уровня доверия и уважения к ней, следствием которого является противостояние общества и власти, дестабилизация в стране и хаос.
Поэтому каждый депутат любого представительного органа власти, будь то Государственная Дума, Законодательное собрание или муниципальный совет, должен осознавать, что за ним лично стоят десятки, сотни и тысячи избирателей. Как очень точно в свое время заметил Уинстон Черчилль: «Ответственность — это та цена, которую мы платим за власть».
Осознание депутатами своей ответственности перед гражданами, понимание того, что нет «маленьких» проблем и «маленьких» людей — вот то, что формирует уважение к представительным органам власти.