Откуда пошла традиция Посланий президента к законодателям
Где, кроме России, главы государств озвучивают свои программные обращения
Выступления лидеров стран перед представителями народа известны миру давно. Родоначальником этой традиции можно считать Великобританию, родину парламентаризма. Ещё в средние века здесь был заведён обычай обращения главы государства к тем, кто принимает законы. Данная процедура с XIV века остаётся практически неизменной.
Туманный Альбион
Поскольку сегодня Соединённое Королевство и по сей день остаётся хоть и ограниченной, но всё ещё монархией, право выступать перед законодателями со специальным посланием здесь предоставлено королеве. Британцы не стали делать эту церемонию каким-то отдельным мероприятием, а совместили её с ежегодной процедурой открытия очередной сессии парламента. Во время неё монарх произносит Тронную речь, в которой представляет законодательную программу правительства на предстоящую сессию парламента. Нюансом является то, что на самом деле её составляет премьер-министр. Ведь практическая власть в стране принадлежит правительству.
Церемония открытия, что характерно для англичан, является формальным и очень торжественным мероприятием, где жесты и ритуальные речи, не меняющиеся веками, имеют максимально выверенный, церемониальный и символический характер. Кстати, во избежание того, что народные избранники незаконно лишат монарха свободы, вице-канцлер во время Тронной речи удерживается в Букингемском дворце и может следить за королевским выступлением лишь по телевидению.
США
Традиция обращения главы государства к законодательному собранию есть и в других странах. В Соединённых Штатах это обращение президента к конгрессу «О положении страны», которое является ближайшим аналогом послания Президента России к Федеральному Собранию. Как и у нас — это ежегодное мероприятие, в ходе которого американский президент излагает свою оценку ситуации в стране и описывает планируемые им законодательные инициативы. Конституционно периодичность таких обращений в США никак не регламентирована. В основном законе страны лишь указано, что «Президент периодически даёт конгрессу информацию о положении Союза и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными».
Практика ежегодных обращений к конгрессу в США родилась в 1790 году. Тогда Джордж Вашингтон впервые выступил с речью перед законодателями в Нью-Йорке. Некоторые американские лидеры отступали от традиции лично озвучивать своё послание и направляли его в конгресс в виде официального письма.
Современное название послания — обращение к конгрессу «О положении страны», было введено в обиход в 1935 году Франклином Рузвельтом. Вплоть до этого времени оно именовалось «Ежегодное обращение президента к конгрессу».
Как правило, с речью к конгрессу президент США обращается в январе. Однако исключениями являются годы вступления в должность нового президента. В таких случаях глава американского государства выступает со своим первым обращением в феврале.
КНР
Глава Китая — генеральный секретарь Коммунистической партии, к депутатам обращается гораздо реже — один раз в пять лет, во время очередного партийного съезда КПК. При этом тезисы его выступлений, как правило, касаются не подведения итогов проделанной работы и будущих законодательных инициатив, а стратегических программных установок партии на предстоящие годы. Отчитывается же о состоянии практических дел в государстве глава правительства КНР — премьер-министр. Его обращение к народным представителям — депутатам Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — уже, как правило, ежегодное мероприятие, организуемое постоянным комитетом данного органа.
Обращение премьера Китая к народным депутатам обычно происходит при открытии пленарной сессии. После его программной речи работа собрания народных представителей продолжается в соответствии с предусмотренным на сессию регламентом.
СССР
В Советском Союзе генеральные секретари компартии к депутатам обращались довольно часто. Высшим органом государственной власти в 1938-1989 годах являлся Верховный совет СССР, который выполнял как законодательные, так и исполнительно-контролирующие функции.
Эта структура собиралась на свои сессии, как правило, дважды в год на пару дней и принимала решения по накопившимся вопросам. Чтобы держать руку на пульсе страны, генеральным секретарям приходилось постоянно взаимодействовать с этим органом: доводить на его собраниях свою точку зрения, добиваться принятия необходимых, по мнению правителей, решений. Из-за текучести работы Верховного совета выступления лидеров СССР на нём не имели того торжественного оттенка, как современные ежегодные послания президентов в других странах. Хотя содержание их выступлений широко освещалось в советской прессе.