От самого мощного к самому мощному
5 декабря 1957 года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Ленин».
60 лет спустя, 16 июня 2016 года, был спущен новый и опять же самый мощный на планете атомный ледокол «Арктика». Традиции продолжаются
НАМ НЕТ ПРЕГРАД
«Ленин» — первое в мире судно с ядерной силовой установкой, ставшее настоящей легендой ХХ века. Вся страна гордилась тем, что мирный атомоход был построен на отечественной верфи, нашими специалистами. Появившись в эпоху технологического и военного соревнования между СССР и США, атомный ледокол стал не только мощнейшим идеологическим, но и эффективным экономическим проектом.
Необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро, ведь проводка судов через льды требовала чрезвычайно большого расхода горючего. Топливо составляло примерно треть веса дизельных ледоколов, и необходимость регулярно заправлять судно снижала эффективность их эксплуатации. Между тем главное преимущество атомных ледоколов — почти неограниченная автономность плавания. В середине 70-х годов ХХ века один из рейсов ледокола составил 13 месяцев — 390 суток.
«Ленин» стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой и по мощности не имел себе равных среди ледоколов всего мира. С навигации 1960 года атомоход осуществлял проводку судов на самых тяжелых участках Северного морского пути. С него не раз осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.
Впервые в 1961 году дрейфующая полярная станция «Северный полюс-10» была высажена на лед именно с ледокола «Ленин» и обустроена при участии его экипажа. В 1971 году «Ленин» вместе с ледоколом «Владивосток» осуществил высокоширотное сквозное плавание из Мурманска в Восточный район Арктики. В 1976 году экипаж атомохода ушел в сверхранний по тому времени рейс, чтобы провести теплоход «Павел Пономарев» с четырьмя тысячами тонн груза для газовиков полуострова Ямал. Благодаря усилиям моряков-атомоходцев в конце 70-х годов навигация в Западном районе Арктики стала круглогодичной.
На 15 сентября 1959 года (момент выхода ледокола на ходовые испытания после постройки) экипаж насчитывал 210 человек. В дальнейшем численность составляла в среднем 150 человек. Условия быта и общения моряков, месяцами находившихся в плавании, отвечают всем требованиям времени. Чтобы как-то отвлечь людей от ледяной белизны снежно-ледяной равнины и мрака долгой полярной ночи, помещения ледокола были облицованы различными породами дерева преимущественно светлых тонов.
Каюты команды также окрашены в светлые тона, а салон капитана облицован волнистым кленом золотистого цвета. Командный состав и ведущие специалисты экипажа имели отдельные благоустроенные каюты, рядовые члены экипажа располагались в двухместных кубриках. Все помещения в надстройке ледокола связаны между собой вертикалью трапа, выполненного из цветного металла и дерева, создающих ощущение не только добротности, но и изящества.
Центром судовой жизни на атомоходе была кают-компания, пожалуй, самое красивое помещение на борту, к которому примыкали музыкальный и курительный салоны. Здесь, а также в клубе ледокола, проходило большинство общественных и культурных мероприятий экипажа. Судовая библиотека насчитывала более 8 тысяч книг.
Свой досуг моряки проводили довольно весело, устраивали вечера отдыха, на которых выступал судовой вокально-инструментальный ансамбль. Силами же своей художественной самодеятельности моряки давали концерты и для жителей островов и арктического побережья, прежде всего на полярных станциях. На ледоколе выходила стенгазета «Атомоход», можно было послушать выпуски радиогазеты. Большой популярностью у членов экипажа, преимущественно молодых людей от 25 до 30 лет, пользовались спортивные состязания: футбол на льду, перетягивание каната, сдача норм ГТО, волейбол и другие.
На досуге члены экипажа «Ленина» играли в футбол на льду, волейбол, сдавали нормы ГТО, ходили в бассейн и сауну»
На ледоколе имелись спортзал, бассейн, баня-сауна, парикмахерская. Работали и медицинские кабинеты, оборудованные новейшей лечебно-профилактической аппаратурой: терапевтический, зубоврачебный, рентгеновский, физиотерапевтический, операционная, процедурная, лаборатория, имелась аптека. Столовая ледокола, оборудованная экраном, вечером превращалась в кинозал.Что касается гастрономических радостей, то на борту атомохода «Ленин» кормили всех одинаково, от капитана до матроса, 4 раза в сутки, обильно, разнообразно, но не избыточно-калорийно. Это имело свой резон — движения в судовых условиях морякам не хватало, а в 30-градусный мороз не очень-то выйдешь прогуляться на открытую палубу.
Сейчас, оказавшись на вечной стоянке у причала мурманского порта, ледокол обрел вторую, не менее насыщенную жизнь. На его борту действует информационный центр атомной отрасли и создан музей, куда ежедневно приходят на экскурсии более трехсот человек. Первый атомный ледокол стал легендой о мужестве полярников и гении советских ученых. Его появление стало началом развития новой высокотехнологичной отрасли производства, атомного судостроения, и создания целого флота атомных судов.
СУРОВОМУ РЕГИОНУ — СУРОВАЯ ТЕХНИКА
Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, способным дойти в любую точку Северного Ледовитого океана и призванным решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике.
Сегодня основными направлениями деятельности Росатомфлота (предприятие Госкорпорации «Росатом») являются: ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути в замерзающие порты РФ; обеспечение проведения высокоширотных научно-исследовательских экспедиций; проведение аварийно-спасательных операций во льдах на акватории СМП и неарктических замерзающих морей.
Росатомфлот участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России, обеспечивает работы по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью Российской Федерации, осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги центральной Арктики. Бесперебойное функционирование Северного морского пути имеет огромное значение для многих российских регионов. Ледоколы играют важнейшую роль в развитии отдаленных районов Крайнего Севера, ведь именно они призваны обеспечить жизнеспособность этого края.
Сегодня основная работа атомного флота заключается в том, чтобы обеспечить безопасность мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути.
Это особенно важно, ведь транспортировка углеводородной продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы, позволяя выиграть время. Во многом благодаря атомному ледокольному флоту в 2015 году по Северному морскому пути было перевезено около чеырех миллионов тонн грузов. Согласно прогнозам, в 2016 году рост грузопотока по Северному морскому пути достигнет восьми миллионов тонн.
В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал», «Россия», «50 лет Победы»), два речных ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил и пять судов технологического обслуживания. Атомный ледокол «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве. Таким образом, атомный флот России состоит сейчас из шести атомных ледоколов, одного контейнеровоза и четырех судов технологического обслуживания. Их вывод из эксплуатации наступит в ближайшие годы и продлится до 2025 года.
АРКТИКА ЖДЕТ «АРКТИКУ»
Скоро атомный ледокольный флот пополнится тремя мощными двухосадочными ледоколами нового поколения ЛК-60Я проекта 22220, способными работать не только на море, но и в сибирских реках. Эти ледоколы смогут ломать лед толщиной до 2,9 метра и обеспечат круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Новые суда смогут заменить как тяжелые ледоколы, которые используются в морях, так и более легкие машины типа «Таймыр», которые работают на мелководье. Предполагаемая география работы нового атомохода — западный район Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря, а также устье Енисея и район Обской губы).
27 мая 2015 года на стапеле ООО «Балтийский завод — судостроение» состоялась закладка первого серийного атомного ледокола «Сибирь». А 16 июня 2016 года «Балтийский завод — судостроение» в Санкт-Петербурге (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду флагманский атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, самый большой и мощный атомный ледокол в мире. В нем реализованы все технические возможности, которые никогда ранее не использовались на других судах. Мощность и автономность — это два ключевых преимущества нового российского ледокола.
Новые двухосадочные атомоходы заменят как тяжелые ледоколы, так и более легкие речные, типа «Таймыр», смогут не только ломать 2,9-метровый лед на Северном морском пути, но и заходить в устья сибирских рек»
По оценкам экспертов, к 2030 году для обеспечения круглогодичной подводки судов к стратегическим объектам северного побережья России необходимо построить не менее 40 новых ледоколов различного класса.