От референдума по самоопределению до полной интеграции в состав России
Итоги десятилетней работы парламента Луганской Народной Республики подвел его председатель Денис Мирошниченко
18 мая Луганская Народная Республика отмечает памятную дату — День Конституции ЛНР. В этот же день в 2014 году состоялось первое пленарное заседание Республиканского Собрания ЛНР как временного высшего законодательного органа республики, действующего до проведения всенародных выборов. Это было время первых важнейших парламентских решений — принят Временный Основной Закон (Конституция) ЛНР, избраны глава республики, председатель парламента и премьер-министр. О том, как все начиналось, рассказал «Парламентской газете» нынешний председатель Народного Совета ЛНР Денис Мирошниченко.
- Денис Николаевич, как формировался парламент в мае 2014 года? Как выстраивалась работа первого созыва? Какие приоритеты были тогда в работе?
- После исторического референдума был сформирован первый, мы его называли «революционный», созыв Республиканского Собрания ЛНР, который впоследствии будет переименован в Верховный Совет ЛНР, а затем и в Народный Совет ЛНР. Он формировался в полевых условиях — депутаты были делегированы в его состав сходами территориальных громад республики. Отправной точкой парламентаризма Луганской Народной Республики можно считать 18 мая 2014 года — день принятия Временного Основного Закона (Конституции). Работа часто была сопряжена с рисками. После обстрела центра Луганска киевским режимом 2 июня стало понятно, что ВСУ не гнушаются использовать террористические методы для запугивания населения. Бывали случаи, когда мы проводили пленарные заседания под обстрелами, под свист разрывающихся снарядов. Тем не менее первый созыв свою задачу выполнил — перед первыми в истории Луганской Народной Республики всенародными выборами были приняты Временный Основной Закон (Конституция), а также законы о выборах главы и Народного Совета ЛНР.
- Насколько депутаты первого созыва Народного Совета отличаются от тех, кто сейчас входит в парламентский корпус?
- Каждому времени свой герой, и каждому созыву свой состав. Тогда, в 2014 году, время было революционное и протестное, поэтому и с площадей приходили соответствующие люди. Сейчас другое время. Сегодня, несмотря на СВО, мы стараемся выстраивать работу уже в парадигме невоенного времени, что также отражается на составе Народного Совета. Тем не менее в депутатском корпусе остались люди, которые прошли через все созывы: это и Дмитрий Хорошилов, и Светлана Алешина, и Юрий Юров, и ваш покорный слуга.
- За время всех созывов Народного Совета работу над каким законопроектом вы бы назвали самой интересной?
- За все годы было принято много законов, задававших вектор движения законодательства в своих сферах, но все-таки в первую очередь я назову переход от Временного Основного Закона к полноценной Конституции ЛНР 6 сентября 2018 года. Написать Основной Закон республики в условиях непризнанности и продолжающегося минского процесса стало задачей «со звездочкой». Но мы справились.
- В 2017 году вектор развития законодательной базы сменился на активную интеграцию законодательства республики в правовое поле Российской Федерации. Как к этому пришли?
- В ноябре 2017 года Народный Совет признал исполняющим обязанности главы ЛНР Леонида Пасечника. В декабре того же года коллеги доверили мне пост председателя Народного Совета. Сразу же после моего назначения мы провели встречу с Леонидом Ивановичем, на которой поставили для себя понятную задачу — рано или поздно мы должны будем войти в состав Российской Федерации. К этому моменту необходимо быть готовым по всем основным направлениям, в том числе и в законодательстве. Тогда же мы и перестроили нашу законотворческую деятельность на интеграцию в правовое поле Российской Федерации с учетом региональных особенностей и рамок, которые перед нами ставил минский процесс. Это было правильным решением. Сегодня нам значительно проще дается переходный период, поскольку работа в данном направлении началась значительно раньше.
- 4 октября 2022 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о принятии ЛНР в состав РФ, тем самым завершилась официальная часть возвращения Луганщины в Россию. Чем отличается работа законодательного органа независимой и непризнанной республики от работы парламента полноправного субъекта РФ?
- Непризнанность не давала нам выйти на понятную стабильную систему. Часто приходилось выполнять работу в ручном режиме, реагировать на те или иные политические и экономические события. Кроме того, у нас в должной мере не была представлена палитра политических красок. Изначально было два общественных движения — «Мир Луганщине» и «Луганский экономический союз» — как аналог политической партийной системы. После вхождения ЛНР в состав России и проведения полноценных выборов согласно российскому законодательству в Народном Совете появились четыре фракции политических партий, действующих на территории РФ. Началась стабильная и системная работа. Ранее пленарные заседания проводились не по графику, а по необходимости. Теперь работа в данном направлении стала более упорядоченной. Раньше возникали вопросы из-за непонятного статуса республики. Теперь статус понятен, как и политический курс в целом, что дало возможность вывести рабочие показатели на новый уровень.
- Как бы вы описали традиции луганского парламентаризма? Какие уроки были извлечены из десятилетней совокупной депутатской практики?
- Первый и второй созывы были очень эмоциональными, тогда принималось много неординарных решений. Пожалуй, самой главной традицией отмечу следующее: не важно, какие общественные движения, фракции, города или районы представляют депутаты, мы всегда консолидированно стараемся работать на благо жителей республики. Все споры, недопонимания и разногласия решаем на рабочих группах, заседаниях комитетов и встречах, а на пленарное заседание Народного Совета приходим уже с понятным результатом. Кроме того, у нас сложились плодотворные отношения с коллегами из ведомств и министерств. Мы работаем в едином ключе со всеми ветвями власти. На любой вызов всегда выдаем результат, как говорят в Донбассе, на-гора. Именно эти традиции позволили нам достойно пройти путь от референдума по самоопределению до вхождения в состав Российской Федерации в качестве полноправного субъекта. Именно эти традиции позволят нам в дальнейшем результативно работать на благо народа Луганской Народной Республики и всей Российской Федерации.
- Республика пишет свою историю уже 10 лет. Какие цели стоят перед парламентом республики сегодня?
- У нас есть дорожная карта и понятный план законотворческой деятельности в рамках переходного периода. Однако мы собираемся выполнить этот план раньше официальных сроков, обозначенных в федеральных законах. Что касается работы с населением республики, то тут планы остаются прежними — по возможности максимально решать проблемы наших граждан, делать их жизнь комфортней. Несмотря на то что после освобождения северных территорий республики численный состав депутатского корпуса остался прежним, а количество округов после освобождения увеличилось вдвое, мы не собираемся сбавлять обороты в вопросах поддержки населения. Депутаты регулярно проводят приемы граждан, встречи с населением и сходы в городских и муниципальных округах, мы формируем народную программу, взаимодействуем с шефами-регионами, у нас появились местные советы — все это является значительным подспорьем в работе.
За 10 лет в общей сложности было принято 839 региональных законов. Конечно же, приходилось принимать сложные и непопулярные решения. Однако мы не боялись брать на себя ответственность. В силу специфики работы мы часто оказывались один на один с жителями в трудную минуту. Например, выезжали с коллегами из профсоюза на предприятия, когда Украина устроила экономическую блокаду, встречались с коллективами, брали на себя весь накопившийся у людей негатив. Это непопулярная работа, но кто-то должен был ее делать, чтобы появилась возможность решать возникшие вопросы. Самое главное — мы находили выходы из ситуаций и решали возникавшие проблемы.