Осуждённым найдут работу на свободе
К концу года в России должен открыться сервис по трудоустройству бывших заключённых
Проблемы с занятостью после выхода из колоний толкают на новые преступления почти половину сидящих в тюрьмах. Помочь им начать другую, полноценную трудовую жизнь собираются, открыв специальный проект в общенациональной базе вакансий «Работа в России». Он может стать частью новой комплексной государственной программы по ресоциализации отбывших наказание, поделилась мнением с «Парламентской газетой» председатель Комитета Совета Федерации по соцполитике Инна Святенко.
- Инна Юрьевна, за четыре года, как законодательно признали ресоциализацию важной частью профилактики правонарушений, появилось понимание, скольким освобождённым нужна такая поддержка?
- Можно говорить, что она нужна всем, вернувшимся из мест лишения свободы: каждый нуждается в ресоциализации.
По данным ФСИН, за первое полугодие 2020 года 18 187 человек обратились за помощью в поиске работы, и только 3933 трудоустроены. Большая часть обратившихся работу не нашли, это значит, что у них есть риск к рецидиву.
На совещании, которое в конце октября провёл наш комитет в Совете Федерации, был поднят вопрос совершенствования порядка и форм ресоциализации бывших заключённых. Трудоустройство для них — проблема номер один. Ведь около 45 процентов повторно совершивших преступление говорят, что к этому их привело именно отсутствие работы.
Есть программы, которые помогают бывшим заключённым вернуться к нормальной жизни. Но этого недостаточно. Проблема требует не только точечных решений, а фундаментального, комплексного подхода.
- Какие государственные программы помощи действуют сейчас?
- В прошлом году подписано соглашение о взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости и ФСИН России, по которому лицам, освобождаемым из мест заключения, помогают в трудоустройстве. К концу текущего года Рострудом совместно с ФСИН России планируется запуск специального сервиса, направленного на оказание помощи в трудоустройстве лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, созданного на базе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в рамках заключённого соглашения о взаимодействии. Это шаг к появлению единой государственной комплексной программы по работе с данной категорией граждан.
Сейчас Минюст готовит проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 год
ФСИН тесно сотрудничает с Министерством юстиции по созданию в России системы пробации. Кроме того, сейчас Минюст готовит проект концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года.На уровне регионов вопросы социальной адаптации и трудоустройства бывших осуждённых решаются и путём квотирования рабочих мест, и оказания адресной помощи в соответствии с региональными программами.
- По итогам встречи в Совете Федерации вы заявили о необходимости госпрограммы ресоциализации. О чём она будет?
- Речь идёт о поддержке как работодателей, трудоустраивающих отбывших срок, так и самих бывших заключённых, у которых появится мотивация к поиску работы.
- Опытом других государств будете пользоваться?
- Зарубежный опыт показывает: есть различные реабилитационные меры, программы, но их эффективность зависит от уголовно-исполнительной системы конкретного государства. Без удовлетворения основных потребностей осуждённого — его бытового и трудового устройства — даже самые инновационные программы не могут принести желаемый результат. Это ещё раз говорит о необходимости системного подхода.
В данный момент мы собираем предложения от участников совещания в Совете Федерации, после их обобщения будем решать, какие изменения нужно вносить в действующее законодательство.
- Какие ведомства должны подключиться к их разработке и затем курировать направление?
- Это должна быть комплексная работа всех профильных министерств и служб: Минюст, ФСИН, МВД, Минтруд и другие ведомства. Нужна дорожная карта для осуждённого после его освобождения, необходимо его комплексное сопровождение в период адаптации и ресоциализации.
Нужна дорожная карта для осуждённого после его освобождения, необходимо его комплексное сопровождение в период адаптации и ресоциализации
Это задача не только уголовно-исполнительной системы, она затрагивает полномочия федеральных министерств и ведомств, региональных властей, социально ориентированных некоммерческих организаций, которые оказывают гражданам психологическую, правовую помощь, содействие в их трудовом и бытовом устройстве.- Наверняка придётся задействовать Минпросвещения, Минобрнауки, Минтруд для создания особых программ образования и переквалификации бывших заключённых?
- Безусловно. Часто проблемой в трудоустройстве бывших осуждённых становится именно отсутствие образования и навыков, соответствующих новым потребностям рынка труда. По информации ФСИН, сегодня в местах лишения свободы у заключённых есть возможность получать высшее образование дистанционным способом. Созданы учебные площадки, оснащённые персональной компьютерной техникой. Имеется широкая сеть профессиональных училищ, а также производственная база, позволяющая применять полученные знания на практике.
Важно, чтобы ФСИН, Минпросвещения, Минобрнауки, Минтруд работали в команде, чтобы те умения и знания, которые получит человек во время отбытия наказания, он смог бы применить в законопослушной жизни, чтобы была востребованность в регионе, куда он вернётся после освобождения. Считаю, здесь необходим индивидуальный подход к каждому соискателю, должно быть организовано комплексное сопровождение граждан органами власти и в сфере образования, и в сфере занятости.