Опыт Калуги «притягивать деньги» предложили распространить на всю Россию
В Совфеде считают, что применение продуктивных инвестиционных практик на других территориях позволит экономике быстрее восстановиться и перейти в режим развития
Повышать инвестиционную привлекательность регионов в текущих непростых условиях пандемии и спада экономики непросто, но все же возможно, если использовать все существующие эффективные механизмы привлечения бюджетных средств, частных капиталов и применения мер налогового стимулирования. Эту актуальную для российской экономики тему детально разобрали сенаторы и представители федеральных министерств в пятницу 25 сентября в ходе выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на территории особой экономической зоны «Калуга».
400 миллиардов инвестиций до 2024 года
Вопросы эффективности действующих бюджетных и налоговых мер поддержки экономики, активизация деятельности среднего и малого бизнеса, поддержка инвестиционной привлекательности регионов — темы, постоянно присутствующие в повестке Совета Федерации. А так как Калужская область — самый наглядный пример того, как эти вопросы нужно решать последовательно и эффективно, то выбор места проведения выездного заседания бюджетного комитета не стал неожиданностью.
По словам губернатора Калужской области Владислава Шапши, здесь воочию видно, какие условия созданы для того, чтобы инвесторы могли эффективно воплощать свои замыслы и проекты. К их услугам на территории региона — 12 индустриальных парков и насыщенные инфраструктурой 7,7 тысячи гектаров земли. Эффект от такой модели гостеприимства очевиден: недавно созданные на территории особой экономической зоны 116 предприятий перечислили в бюджет более 300 млрд рублей налогов.
По оценкам губернатора, на сегодня все индустриальные парки практически под завязку заполнены, свободными остаются менее 20 процентов. Совокупные объёмы инвестиций в экономической зоне составляют 68 млрд рублей, а до 2024 года регион планирует привлечь ещё 400 млрд рублей. Рост инвестиций с начала года составил 18%.
Инвестиции есть, но что делать с тарифами
Проблема насыщения финансами региональных бюджетов в текущих условиях напрямую связана с ростом инвестиций и Калужская область могла бы поделиться своим опытом привлечения частного капитала с соседями. С одной стороны, это важно для самих регионов, чьи расходы за время пандемии подросли, а доходы, напротив, сократились. С другой стороны, сенаторы должны точно понимать объёмы нужд и чаяний территорий в преддверии парламентских слушаний 5 октября проекта бюджета на следующую трёхлетку. Ведь именно на основе запросов территорий парламентарии формируют свои предложения.
Как пояснил глава бюджетного Комитета Анатолий Артамонов, ранее много лет руководивший Калужской областью и в режиме нон-стоп решавший возникающие проблемы инвесторов, регионам нужно учиться зарабатывать деньги. При этом не стоит кивать на географические преимущества Калуги, близко расположенной к рынкам сбыта, потому что рядом находится такой «кадровый пылесос», как Москва. Работает он круглосуточно и безотказно и это заставляет руководство региона постоянно искать новые стимулы развития территории, в том числе поднимая планку оплаты труда.
Справляются калужане неплохо. Если на начало 2000 года у региона была самая худшая бюджетная обеспеченность, то на сегодня — это самодостаточный субъект РФ — донор.
Но это не значит, что не осталось проблем, которые требуется спешно решать. По словам Артамонова, сейчас остро встаёт вопрос тарифной политики в электроэнергетике, который является существенным тормозом для запуска инвестпроектов. «Разница в тарифах есть от региона к региону и в зависимости от напряжения в сетях. Но страна у нас одна, одни задачи, следовательно, и условия должны быть одни», — отметил сенатор.
Также глава комитета призвал усовершенствовать тарифы на железнодорожные перевозки, чтобы грузооборот с автомобильных дорог перетёк на рельсы.
Регионы нуждаются в бюджетных кредитах
Перед регионами сегодня стоит задача не только восстановить свои экономики, но и доходы граждан, напомнил вице-спикер палаты регионов Николай Журавлев. Поэтому опыт Калуги следует внимательно изучать и брать на вооружение, тем более что президент Владимир Путин на недавней встрече с членами Совета Федерации настаивал на возвращения к проектам развития.
В этой связи Журавлёв пообещал, что при работе над бюджетом следующей трёхлетки сенаторы будут отслеживать приоритеты в части поддержки экономик регионов, сохранения рабочих мест и выполнения повышенных социальных обязательств государства, в том числе по организация горячего питания в младших классах и выплатах на детей с 3 до 7 лет.
Вице-спикер отметил, что уровень закредитованности регионов вырос за эти месяцы на 3%, но всё равно остаётся солидным — порядка 2 трлн рублей. По его мнению, нужно возвращаться к политике выделения бюджетных кредитов для поддержки регионов. Мера вполне соответствующая общему настрою руководства страны. Вице-спикер напомнил, что президент в своём выступлении перед сенаторами дал сигнал: ни один регион, который окажется в непростой финансовой ситуации, не будет брошен.
У инвесторов должен быть прямой телефон губернатора
А для того, чтобы в остальные регионы хлынули инвестиции и они стали похожи на рукотворное «калужское чудо», будут донастраиваться работающие и вновь создающиеся инструменты, подчеркнул первый замминистра экономразвития Андрей Иванов.
В списке дел Минэкономразвития в этой сфере — выстраивание сквозной работы на федеральном и региональном уровне с тем, чтобы федеральный центр понимал, какие инвестпроекты есть в каждом регионы и каков их ежегодный прирост.
В то же время требуется активизировать привлечение на реализацию проектов средств бизнеса и физлиц, которые скопились в большом количестве на банковских депозитах. Эксперты оценивают их объём суммой в 60 трлн рублей, которые могли бы оказать весомую поддержку инвестпроектам в качестве длинных кредитных денег.
Ещё один важный момент, влияющий на успешность инвестпроектов — вовлечённость в тему руководства регионов. В качестве примера замминистра напомнил, что калужские инвесторы имеют возможность оперативно решать возникающие, в том числе бюрократические проблемы по телефону с губернатором напрямую.
При этом Иванов считает необходимым, чтобы каждый глава региона и муниципалитета имел перечень инвестиционных проектов на своей территории, работал над созданием для них необходимых условий и находился в постоянном диалоге с инвесторами, как, например, в Калужской области.
Иванов отметил, что меры поддержки должны быть в первую очередь сориентированы на проектах с максимальным коэффициентом привлечения частных инвестиций. «Мы бы хотели видеть в каждом проекте партнера, заинтересованного в увеличении его стоимости, росте капитализации нашей юрисдикции, чтобы инвестировать в России было выгодно как на федеральном, так и на региональном уровне», — сказал Андрей Иванов.
По его словам, вскоре заработает закон о защите и поощрении капиталовложений, что сделает выгодным для инвесторов размещать свои капиталы в нашей стране — как на федеральном уровне, так и на региональном. А для того чтобы процесс активизировался, необходимо синхронизировать и сделать одинаковыми правила на федеральном и региональном уровне.
При этом в федеральном реестре помимо информации о самих инвестпроектах целесообразно включить и действующие федеральные, региональные и муниципальные меры поддержки — от условий предоставления земельного участка до региональных и федеральных налоговых льгот.