Опасное вождение: большинство таксистов так и ездят без страховки
По данным РСА, владельцы около 400 тысяч машин с шашечками не оформили полиса ОСГОП
До 1 ноября все перевозчики обязаны были заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозках (ОСГОП). Однако, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА) на 14 ноября, полисы были оформлены только на 240 тысяч машин. При этом в реестры по всей стране включены около 620 тысяч автомобилей, следует из базы ФГИС «Такси». Одна из причин неторопливости таксистов заключается в том, что им невыгодно оформлять полис на целый год. Некоторые работают только месяц-два. Поэтому в Госдуме предлагают скорректировать условия заключения договоров ОСГОП, дав возможность приобретать краткосрочные полисы со сроком действия от 10 дней. Такой законопроект был внесен в палату в конце октября и готовится к первому чтению. «Парламентская газета» выясняла, как массовое игнорирование таксистами полиса ОСГОП отразится на безопасности пассажиров.
Время вышло, где полисы?
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика ранее распространялось только на общественный транспорт, но с принятием нового закона о такси, который вступил в силу 1 сентября 2023 года, ОСГОП стал обязателен и для частного извоза. Закон вступил в силу 1 сентября 2024 года и российским таксистам отводилось 60 дней на предоставление информации о заключенных договорах ОСГОП в уполномоченные органы власти. Перевозчики, которые этого не сделали, могут вскоре лишиться работы.
По закону о такси службы заказа должны ежедневно проверять статус разрешений перевозчиков в региональных реестрах и передавать заказы только в случае, если разрешение не приостановлено и не аннулировано. В случае отсутствия у перевозчика полиса ОСГОП и данных о нем в региональном реестре перевозчиков легковым такси это будет рассматриваться как нарушение, и действие разрешения будет сначала приостановлено, а через 30 дней — аннулировано.
Кроме того, в КоАП есть статья за несоблюдение законодательства о страховании ответственности. За отсутствие полиса могут оштрафовать, правда, пока только должностных и юрлиц. Для первых сумма взыскания может составить от 40 до 50 тысяч рублей, для компаний — от 500 тысяч до миллиона рублей.
Медлительные лоботрясы
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) на 14 ноября, полисы ОСГОП были оформлены на 240 тысяч машин. При этом в реестры по всей стране включены около 620 тысяч автомобилей. В теории, водители около 400 тысяч машин сегодня могут лишиться работы. А кроме того, подвешенным в воздухе остается вопрос компенсаций пассажирам в случае аварии. В Российском союзе автостраховщиков назвали несколько причин нерасторопности таксистов.
«Первая причина — таксисты сами по себе лоботрясы. Статистика говорит о том, что они ждут до последнего, уже наступило 1 ноября, и вот они потянулись заключать договоры ОСГОП, — уточнил «Парламентской газете» зампредседателя комитета РСА по правовым вопросам Михаил Порватов. — На 9 сентября было заключено 57,5 тысячи договоров, на 14 октября — 103 тысячи, на 30 октября — 147 тысяч и на 14 ноября — 240 тысяч».
Судя по такой стремительной динамике, вполне возможно, что до Нового года проблема с полисами для большинства машин будет решена, предположил эксперт. «И второе, я не исключаю, что, возможно, есть какие-то проблемы с разрешениями или с предоставлениями данных о договорах ОСГОП в регионах. Определенные факты у нас есть, мы сейчас этот вопрос прорабатываем», — добавил эксперт.
С другой стороны, не все таксисты в принципе заинтересованы в покупке полиса, пояснил «Парламентской газете» зампред профсоюза «Таксист» Андрей Попков. «Те, кто хотел приобрести, все уже приобрели, кто не хотел приобретать, те не будут покупать их ни при каких условиях. Есть люди, которые умышленно не хотят покупать ни ОСГОП, ни ОСАГО», — отметил он.
По словам эксперта, несознательные таксисты считают, что дешевле решить вопросы без полиса: «В случае ДТП судиться, рядиться, как говорится, растягивать все это в судах».
Еще одна причина, по которой таксисты не торопятся заключать договоры ОСГОП, заключается в том, что им невыгодно оформлять полис на целый год. Некоторые трудятся за баранкой только месяц-два в качестве подработки. Поэтому в Госдуме предлагают скорректировать условия заключения договоров ОСГОП, дав возможность приобретать краткосрочные полисы со сроком действия от 10 дней. Такой законопроект 28 октября внесли в Госдуму председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и член комитета Николай Цед. В настоящее время документ готовится к первому чтению.
Читайте также:
• Какой тариф такси выбрать для поездки с ребенком • Российские такси въезжают в «серую зону» • Агрегаторам готовят миллионные штрафы за передачу заказов нелегальным таксистам
Ещё материалы: Анатолий Аксаков