Оборонные предприятия готовы производить «умные капельницы» и мобильные госпитали
В Минпромторге пообещали сенаторам предоставить программу диверсификации военных производств до конца ноября
Выручка предприятий оборонно-промышленного комплекса от производства гражданской продукции должна вырасти в четыре раза к 2030 году и составлять не менее 3,6 триллиона рублей. Однако для этого военным производствам нужно занимать новые ниши в high-tech-областях, преодолевая дефицит оборотных средств, и расширять свои рынки в регионах России. Как это сделать в деталях? — это должны описать специалисты Минпромторга, где по рекомендации Совета Федерации подготовили программу диверсификации в России.
Две трети прибыли — на переоборудование под «гражданку»
Четыре года назад Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ обеспечить условия, при которых доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения у «оборонки» вырастет до 50 процентов к 2030 году. К 2025 году этот показатель должен быть не ниже 30 процентов. При этом два года назад глава государства предупредил: после 2020 года объём гособоронзаказа, который сейчас составляет примерно полтора триллиона рублей в год, начнёт сокращаться.
В декабре 2019 года, когда, согласно данным Минобороны, ОПК вышел на показатель в 21 процент продукции, произведённой для не военных нужд, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что устранение барьеров для конверсии через разработку новых законов становится общей задачей Правительства и парламента. «Совместными усилиями мы должны подготовить единый согласованный законопроект, который создавал бы условия для диверсификации продукции оборонных предприятий, не ставя при этом под угрозу обороноспособность страны», — отметила спикер.
В правительственный перечень высокотехнологической гражданской продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, входит более 140 пунктов — от медицинских препаратов, электронных компонентов и часов всех видов до мотоциклов, автоприцепов и турбовинтовых двигателей. Однако акцент, и об этом говорят и в госкорпорациях, и в Минобороны, и в экспертном сообществе, нужно делать на цифровой «умной» продукции — это требует освоение военными производствами новых ниш. Но ещё в 2018 году Владимир Путин призвал создать такую систему диверсификации, чтобы каждое предприятие «оборонки» понимало, какую именно гражданскую продукцию оно будет производить и в каких объёмах в ближайшие три года.
Регионы в этом заинтересованы: переход ОПК на невоенные хайтек-нужды — это в перспективе и новые рабочие места, и высококвалифицированные кадры, и в целом развитие экономики на местах. Не удивительно, что на соответствующий запрос сенаторов свои предложения по конверсии представил 81 регион. Об этом сообщил глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. «Среди них — необходимость доступных долгосрочных кредитов, налоговых льгот при переходе оборонных предприятий на гражданскую продукцию, субсидии, наращивание в данном секторе инноваций, ориентированных на экспорт. Также нужны льготные режимы для выхода на рынок гражданской продукции», — рассказал сенатор.
Но создание преференций и льготного финансирования — лишь полдела. Необходимо ещё снять «колодки», которые тормозят ход диверсификации. По мнению регионов, это прежде всего высокий уровень задолженности предприятий ОПК, дефицит оборотных средств. Одна из причин этого то, что не менее двух третей прибыли направляется на переоборудование производства под «гражданку», чтобы занять новые ниши в высокотехнологичном производстве. Однако сделать это военным предприятиям очень трудно: при, как выразился сенатор Кутепов, «не ритмичном госзаказе», многим удаётся в лучшем случае сохранять лишь некоторую устойчивость. Остро стоит и вопрос кадров — молодые специалисты чаще смотрят в сторону коммерческих структур, где выше зарплаты. Также есть проблема несоответствия бюджетного и производственного циклов планирования.
Пароходы, самолёты
В июле этого года Совет Федерации выслушал главу Минпромторга, и по итогам правчаса рекомендовал Правительству разработать отдельный федеральный закон, чтобы была специальная госпрограмма по диверсификации ОПК. Минпромторг должен был её представить к середине октября, но документа пока нет — на это указал глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев, заметив, что программу нужно увязать с проектами развития ОПК и программой вооружения России на период 2024-2030 годов.
Как пояснил замглавы Минпромторга Олег Рязанцев, документ всё-таки свёрстан, но несколько параметров ещё уточняются — в министерстве заверили, что до конца ноября её финальный вариант поступит в Совет Федерации. При этом в Минпромторге говорят, что в 2020 году удастся выйти на перевыполнение плана — ОПК заработает на «гражданке» 25 процентов своих денег, а не 17, как записано в целевых показателях на этот год.
На 2021 год запланировали более 70 конверсионных проектов. Как сообщили в Минпромторге, уже сформирован гражданский заказ для ОПК до 2030 года в сфере авиастроения — это 770 самолётов и более 600 вертолётов, в судостроении подписано 88 контрактов только по промысловому флоту и есть потребность ещё в ста высокотехнологичных судах, а также в судах-газовозах. Но особо чиновники выделяют потенциал радиоэлектронной сферы — в приоритете здесь производство собственных систем для хранения данных, серверного оборудования, в том числе для сетей 5G, «умные» приборы и системы для энергетики и транспорта. Причём, как подчеркнули в министерстве, свои «гражданские» возможности предприятия ОПК продемонстрировали даже в условиях пандемического кризиса: спада в данном секторе не было.
К диверсификации подключены крупнейшие холдинги России. Так, КАМАЗ уже начал продавать новый тягач пятого поколения, произведённый на мощностях ОПК, «Вертолёты России» стали поставлять геликоптеры в медицинской комплектации, ОАК разработала новый среднемагистральный самолёт, группа компаний «Швабе» наладила производство «умных капельниц» и мобильных госпиталей.
Стоит отметить, что в ОПК входит около полутора тысяч предприятий, на которых работают более двух миллионов сотрудников. К 2030 году им предстоит выручить на продаже гражданской продукции до 3,6 триллиона рублей — это в четыре раза больше, чем сейчас! А амбициозный рост требует инвестиций, которые, по мнению специалистов, оцениваются в пять триллионов рублей на ближайшие десять лет.