О покушении на взяточничество придется доложить
Правительство России предлагает законодательно обязать чиновников в регионах сообщать в правоохранительные органы о попытках подкупа
Должностным лицам в регионах необходимо не позднее чем через пять дней заявлять, что их хотят склонить к коррупционным преступлениям. Такой правительственный законопроект внесен в Госдуму 17 августа. Что может грозить чиновникам за умалчивание о попытках дать им взятку и какая ответственность для взяточников сегодня предусмотрена в России — в материале «Парламентской газеты».
За умалчивание — «волчий билет»
Правительственный законопроект предлагает изменить статью 121 Федерального закона «О противодействии коррупции» — поправки подготовлены в рамках реализации утвержденного главой государства в августе 2021 года Национального плана противодействия коррупции до 2024 года. Цель поправок — обязать «лиц, замещающих госдолжности в регионах России, уведомлять органы прокуратуры и иные госорганы, осуществляющие антикоррупционные проверки, обо всех случаях склонения чиновников к коррупции. На такое уведомление госслужащим дается не более пяти дней с момента попытки «подмазать».
Заметим, что такой порядок уже установлен в отношении руководителей заксобраний и депутатов субъектов РФ — согласно принятым в декабре 2021 года поправкам, региональный законодатель обязан уведомлять о попытках склонить его к коррупции в парламентскую комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и органы прокуратуры в тот же пятидневный срок. Теперь такое обязательство предлагается распространить и на других лиц, замещающих госдолжности в соответствии с Указом Президента России от 4 декабря 2009 года. К ним, в частности, относятся вице-губернаторы, главы правительств регионов и региональные министры, председатели и члены областных избиркомов, мировые судьи и местные омбудсмены.
Если чиновник на госдолжности не сообщил о попытке подкупа, то, как указано в пояснительной записке к законопроекту, он несет «ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Как пояснил «Парламентской газете» депутат Госдумы Анатолий Выборный, законопроектом, по сути, предлагается сделать так, чтобы тот госслужащий, кто не захотел заявить о попытке подкупить себя, мог быть наказан за совершение коррупционного правонарушения.
«Казалось бы, преступление не совершено. Но есть нарушение антикоррупционного законодательства, что дает возможность уполномоченным лицам принимать в отношении такого чиновника достаточно строгие решения — вплоть до отрешения от должности в связи с утратой доверия. По сути, чиновник, не сообщивший о попытке дать ему взятку, рискует получить «волчий билет» — он может попасть в реестр коррупционеров, после чего путь на госслужбу для него будет фактически закрытым», — пояснил депутат от «Единой России».
Выборный считает, что данная инициатива является «ярким примером ювелирной настройки антикоррупционного законодательства» и способна перекрыть многие коррупционные лазейки на региональном уровне. Также депутат обратил внимание на то, что новые поправки имеют профилактический эффект.
«Фактически лица, предлагающие взятку, совершают покушение на преступление. Но об этом, как правило, молчат. А новые изменения задают правовые механизмы, чтобы исключить подобные правонарушения на региональном уровне. Если такие правила будут установлены, тогда и уровень правовой культуры у нас станет намного выше», — считает Анатолий Выборный.
С ним согласен и бывший прокурор, депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков — он считает правильным, чтобы чиновник не только регионального, но и «вообще любого уровня докладывал наверх или в правоохранительные органы, что ему предлагают взятки, что к нему ходят, выпрашивают, вымогают». «Закон такой нужен. Но обязанность такую, считаю, надо распространять на более широкий круг лиц, в том числе на нас, парламентариев федерального уровня», — заявил он «Парламентской газете».
До 15 лет тюрьмы
Согласно действующему в России уголовному законодательству, взятка — это не только «классический» конверт с деньгами. Преступным вознаграждением могут стать любые ценности, акции, имущество и даже те самые «борзые щенки», о которых упоминают классики русской литературы. Даже оказание помощи — например, бесплатное лечение в частной клинике, если доказано, что оно проведено взамен на коррупционную услугу, — также приравнивается к нарушениям антикоррупционного законодательства.
Если чиновнику или парламентарию предлагают взятку, а уж тем более если у него ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию МВД или ФСБ России — именно эти ведомства проводят оперативно-розыскные мероприятия по коррупционерам. При этом уголовные дела по факту получения взятки находятся в ведении Следственного комитета России.
Сегодня за взяточничество в отношении должностных лиц предусмотрено довольно суровое наказание — согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, лицу, получившему или давшему взятку чиновнику, грозит от 2 до 15 лет лишения свободы или штрафы от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей. При этом финансовое наказание может составлять и более весомые суммы — например, предусмотрено, что в случае вымогательства, которое является отягчающим обстоятельством, штраф может достигать шестидесятикратной суммы взятки.
Избежать уголовной ответственности в данном случае можно, если взятку у человека вымогали, либо он активно способствовал раскрытию или расследованию коррупционного преступления. Также тот, кто давал взятку, останется чист перед законом, если добровольно сообщил об этом в госорганы, которые имеют право возбудить по данному факту уголовное дело.
Заметим, что в УК РФ отдельно предусмотрена ответственность за посредничество во взяточничестве (до 12 лет тюрьмы) и даже за обещание или предложение подобных услуг (до 7 лет лишения свободы). Не стоит заниматься и мелким взяточничеством (до 10 тысяч рублей) — за такие «шалости» можно получить штраф до 200 тысяч рублей или в сумму зарплаты за три месяца, а также тюремный срок до одного года.
Читайте также:
• Зачем Путин урезал премии чиновникам
Подарок — головная боль для госслужащего
Согласно правоприменительной практике, подарок от взятки отличает то, что у одаряемого не возникает встречных обязательств, а мотивом для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность и даже чувство морального долга у дарителя к получателю. А в основе взятки лежит корыстный умысел с целью получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности.
При этом госслужащие в России обязаны уведомлять организацию, в которой работают, обо всех случаях получения ими подарка на любых официальных мероприятиях. Для чиновников даже установлен «лимит» на стоимость такого подношения — если она выше трех тысяч рублей или цена неизвестна, — одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в свою организацию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления о получении подарка. После оценки эксперта подарок стоимостью ниже трех тысяч рублей возвращается. Если она окажется выше указанной суммы, то чиновник может его выкупить впоследствии.
И шутки здесь плохи: за нарушение этих правил госслужащий может обойтись выговором, а может и нарваться на увольнение «в связи с утратой доверия». Поэтому внимание госслужащим сегодня стоит обращать даже на те презенты, которые могут показаться незначительными. Известны случаи, когда сотрудники ФСИН привлекались к взысканию как за получение взятки за бутылку коньяка, врученную родственниками заключенного после свидания.
Напомним, что, согласно антикоррупционному законодательству РФ, доходы и расходы госслужащих, а также сведения о заработках и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей подлежат госконтролю. Речь идет о гражданах на государственных и муниципальных должностях, включая федеральных и региональных парламентариев, о сотрудниках правоохранительных органов и силовых структур, а также о тех, кто работает в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах.
При этом за непредоставление информации о доходах-расходах грозит увольнение. А доход и имущество (или его денежный эквивалент), законность которых не доказаны чиновником, могут быть изъяты государством. Заметим, что прокурорский контроль за средствами должностных лиц не прекращается и после их увольнения с госслужбы.
Напомним, что марте 2022 года Владимир Путин подписал поправки в Закон о банках и банковской деятельности и в Закон о противодействии коррупции, они подразумевают изъятие в пользу государства средств госслужащих, нажитых коррупционным путем, — их могут взыскать с банковских счетов чиновников, если сумма денег на них превышает их официальный доход за последние три года. Этого, впрочем, не произойдет, если чиновник сможет доказать законность получения денег. Ранее, в 2020 году, приняты инициированные главой государства поправки в законодательство РФ, которые уполномочивают Генеральную прокуратуру России искать счета российских должностных лиц за рубежом, которые им запрещено иметь.
Ещё материалы: Анатолий Выборный, Юрий Синельщиков, Владимир Путин