Нож в спину христианскому миру
Зачем власти Турции хотят превратить Святую Софию в мечеть
Верховный суд Турции постановил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен указом президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. В четверг стало известно, что вопрос был поспешно одобрен и Госсоветом Турции — слушания по столь непростому вопросу продолжались всего 17 минут. В России парламентарии и эксперты считают, что превращение древнейшей святыни в мечеть может привести к масштабным межконфессиональным конфликтам.
Конфликты могут вспыхнуть и за пределами Турции
Известно, что действующий глава Турции является последовательным приверженцем ислама, отстаивающего в том числе взгляды мусульман-фундаменталистов. Они давно не скрывают намерений превратить Святую Софию опять в действующую мечеть.
Напомним, что ею памятник мировой архитектуры был с 1453 года, когда собор, построенный ещё при императоре Константине Великом в 4 веке и многие века являвшийся «золотым» символом Византии, был занят турками, завоевавшими Константинополь (ныне — Стамбул). Лишь в середине 30-х годов ХХ века первый президент страны Ататюрк присвоил Святой Софии «светский» музейный статус. После собор стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как гласит предание, именно после посещения этого места в 10 веке русские послы князя Владимира оставили в летописи удивительные воспоминания о том, что не понимали, где находятся — на земле или на небе. Это свидетельство легло в копилку аргументов, чтобы князь впоследствии принял христианство и стал Крестителем Руси.
Одним из первых на решение турецких судей отреагировали в Межпарламентской ассамблее Православия (МАП) — как рассказал «Парламентской газете» её президент, глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов, там удивлены и возмущены «неожиданным и ничем не спровоцированным» обсуждением. «Мы заявляем, что любое изменение музейного статуса, очевидно, не послужит никакой перспективе сотрудничества. Напротив, аннулирует возможность межрелигиозного вклада в решение мировых проблем, и очевидным образом нарушит межконфессиональный мир», — подчеркнул российский парламентарий, ссылаясь на текст специального заявления МАП от 2 июля 2020 года.
Между тем, внутри самой Турции существуют разные точки зрения по поводу будущего Святой Софии. Понятно, что консервативные слои страны хотят видеть в ней мечеть. Но есть и те, кто понимает — у собора были разные исторические периоды. А его нынешний статус музея и без того весьма значителен, — особенно в контексте того объёма и масштаба событий, которые вобрала в себя история собора святого императора Константина Великого.
Именно поэтому в отношении столь древних святынь надо быть предельно аккуратным — в этом убежден вице-спикер Госдумы Петр Толстой. «Такой опытный политик как Эрдоган должен это понимать. И мы надеемся, что после такого вердикта суда не последует никаких решений, которые могут привести к обострению отношений между христианами и мусульманами, — заявил Толстой «Парламентской газете». — Причём масштаб у этой святыни такой, что проблемы могут не ограничиться границами Турции. В данной ситуации нам только остаётся надеяться на мудрость турецкого президента».
«Ещё три года назад такое было невозможно»
Сегодня мы можем лишь предполагать, какими мотивами руководствовались власти Турции при принятии решения о праве сменить статус Святой Софии. Но, как уверен советник председателя Госдумы, первый зампредседателя Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, все аргументы лежат не в религиозной, а в политической плоскости. Самый, пожалуй, болезненный для современных христиан вопрос — как вообще стало возможно, чтобы Святую Софию выставили на «политические торги»? Публицист и философ уверен — это могло случиться лишь в результате колоссального ослабления мирового Православия. А спровоцировали это действия константинопольского патриарха Варфоломея, который ещё в 2018 году затеял церковный раскол на Украине и стал выдавать лже-томосы самочинной «церкви» (ПЦУ).
Тем самым Фанар фактически поставил своей целью войну с Русской Православной Церковью, принявшись хозяйничать на её канонической территории, коей является Украина. Именно эти действия, сопровождавшиеся попытками Варфоломея стать чем-то вроде православного «папы Римского», необратимо привели к тому, что мировое Православие из молитвенного «кулака», превратилось в «руку с растопыренными пальцами». «Если сегодня турецкая власть может позволить себе такие инициативы в отношении Святой Софии, то ещё три года назад это было невозможно — ни Эрдоган, ни Госсовет не рискнули бы выступать с чем-то подобным», — считает Александр Щипков.