Николай Журавлев: Наша задача воспользоваться кризисом как временем возможностей
Уже почти два месяца Совет Федерации корректирует действующие и принимает новые законы для поддержки граждан и экономики в связи с коронавирусом. Одобрены нормативные акты, гарантирующие отсрочку по уплате кредитов и налоговые послабления, также планируется увеличить предельный размер страхового возмещения по вкладам физлиц до 10 млн рублей. Не менее важные вопросы — поддержка туристической отрасли и участников рынка арендного жилья. Об особенностях законотворческого процесса в период пандемии «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев.
- Николай Андреевич, вскоре в Совет Федерации поступит из Госдумы очередной антикризисный пакет законов. Не могли бы вы отметить наиболее важные новеллы, направленные на поддержку россиян и экономики? Какие рекомендации Совета Федерации были учтены при рассмотрении законов в Госдуме?
- Совет Федерации принимает активное участие в подготовке законодательства, направленного на поддержку граждан, повышение платежеспособного спроса, а также наиболее пострадавших отраслей экономики, сиситемообразующих организаций с большим количеством работников.
Пленарные заседания Совета Федерации с конца марта в большей степени посвящены антикризисным законам по противодействию распространению коронавируса и поддержке экономики. Мы уже ввели кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса, мораторий на банкротство, наделили Правительство полномочиями по установлению налоговых послаблений для бизнеса, снизили размер страховых взносов для малого предпринимательства с 30 до 15 процентов, внесли коррективы в бюджетное законодательство для оперативных решений по распределению средств, разрешили относить к расходам организаций затраты на индивидуальные средства защиты и тест-системы, смягчили требования к обеспечению госзаказов, усилили ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и т.д.
Отсрочку по уплате кредита смогли получить как физические лица, чьи доходы снижены на треть, так и юридические лица — представители малого бизнеса. Мораторий на банкротство, который мы ввели, позволит не применять штрафные санкции за просрочку платежей в отношении наиболее пострадавших, системообразующих организаций. Налоговые послабления, вплоть до списания налогов за второй квартал, позволят поддержать отечественные компании за счет высвобождения средств.
На этой неделе мы одобрили закон, который наделяет Правительство правом оперативно, в индивидуальном порядке, без лишних согласований оказывать гарантийную поддержку предприятиям, оказавшимся в сложной ситуации.
Активно используется механизм, при котором гарантии выдаются в пользу государственной корпорации развития «ВЭБ РФ», осуществляющей предоставление собственных гарантий для кредитования реального сектора экономики. Мы неоднократно отмечали необходимость совершенствования инструмента государственных гарантий и участвовали в этой процессе. Это удобный, надежный инструмент.
Еще один наш закон освобождает от налогообложения материальную выгоду, полученную в виде неуплаченных процентов при кредитных каникулах. Аналогичная мера была предусмотрена, когда мы принимали закон об ипотечных каникулах. И в целом при предоставлении гражданам финансовых льгот мы стараемся освободить их от налогообложения. Это абсолютно справедливо, но технически требует соответствующих изменений налогового законодательства.
Ещё один закон, который разрабатывался ещё до пандемии, увеличивает предельный размер страхового возмещения по вкладам физических лиц в отдельных случаях до 10 млн рублей, если на счетах оказались средства от продажи жилья, получения наследства, социальных выплат или субсидий, страховых выплат по возмещению ущерба жизни, здоровью и имуществу, выплат по исполнению решений суда. Предусмотрено включение в число застрахованных счетов и депозитов отдельных некоммерческих организаций, таких как: садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, товарищества собственников жилья, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, благотворительные фонды, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозные организации и организации, оказывающие общественно полезные услуги. Также предусматривается диверсифицированный подход к отчислениям в фонд страхования вкладов, что позволит дестимулировать вложения в валютные вклады и будет способствовать дедолларизации российской экономики.
Готовится еще один законопроект. Он расширяет сферы продления лицензии, вводит право предприятия, временно оказавшегося в трудной ситуации, на судебную рассрочку.
В дополнение к ранее принятому комплексу мер поддержки туроператоров предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием не только изменять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, но и уменьшать размер указанного ежегодного взноса. Туризм — это та отрасль, которая одна из первых пострадала от пандемии, туроператоры с первых дней стали нести убытки. В рамках первого пакета антикризисных мер на их поддержку было выделено 3,5 млрд. рублей. Настоящим законопроектом вводится механизм возврата денежных средств туристам, уплаченных за туристский продукт, как от туроператора, так и от турагента,
Мы также активно принимали участие в подготовке к принятию нормы, предусматривающей новую меру поддержки участников рынка арендного жилья, в результате найден некоторый баланс интересов арендодателей и арендаторов. Учли тот факт, что собственники недвижимости в большей части закредитованы, и также находятся в сложной ситуации, как и арендаторы, лишившиеся дохода в условиях действия ограничительных мер. Арендатор будет наделен правом потребовать снижения стоимости аренды, а при недостижении соглашения с арендодателем до 1 октября 2020 года расторгнуть договор аренды, при этом убытки, связанные с расторжением договора, взиматься с арендатора не будут, а обеспечительный платеж останется у арендодателя.
По мере необходимости мы оперативно рассмотрим и другие законопроекты, направленные на обеспечение законодательного сопровождения мер, разработанных Правительством или порученных Президентом.
- Согласно указу президента России, Правительство помимо разовой выплаты семьям с детьми в размере 10 тысяч рублей на ребенка должно обеспечить выполнение и прочих новых бюджетных мер поддержки. Сколько в целом планируется направить средств из бюджета на выполнение этих обязательств?
- Новая мера поддержки — единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей на детей в возрасте от 3 до 16 лет введена с 11 мая. Планируется, что общий объём расходов составит 197,2 млрд рублей.
Кроме того, с 17 апреля по 5 тыс. рублей за апрель, май, июнь на каждого ребёнка в возрасте до трёх лет уже начали получать те семьи, которые имеют право на материнский капитал. На эти цели израсходовано 19 млрд рублей. Сейчас ограничение по наличию материнского капитала снято, тем самым расширен круг получателей.
Дополнительно для семей вводятся и другие меры поддержки. Так, увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребёнком до полутора лет в два раза до 6750 рублей. Чаще всего это пособие получают молодые семьи, студенты, люди, которые на момент рождения первого ребёнка не имеют трудового стажа, и таких граждан в нашей стране около 300 тысяч человек.
Что касается ранее введенных мер поддержки, малообеспеченным семьям с детьми в возрасте от трёх до семи лет теперь предоставляется дополнительное ежемесячное пособие в размере 50% от величины прожиточного минимума в соответствующем регионе. В среднем по России это порядка 5500 рублей. Выплата будет начисляться с 1 января 2020 года.
Мы также предусмотрели меры по повышению пособия по безработице до уровня МРОТ (более 12 тысяч рублей) для тех, кто лишился работы в период пандемии. Родителям, потерявшим работу выплачивается еще по три тысячи на ребенка.
Все перечисленные меры должны поддержать в этот непростой период тех, кто в наибольшей степени нуждается в помощи государства — семей с детьми.
Всего программа антикризисных мер состоит из трех пакетов на сумму более чем три трлн. рублей. При этом на цели поддержки граждан и рынка труда сегодня уже из федерального бюджета выделено 474 млрд рублей. А с учетом выплат, решения о которых были приняты по посланию президента, на детей от трех до семи лет — почти 600 млрд рублей.
- На ваш взгляд, насколько эффективно реализуются существующие антикризисные меры поддержки экономики на местах, учитывая, что ранее представители бизнес-сообщества жаловались на избирательное действие предложенных инструментов? Вы отслеживаете реальную ситуация в регионах?
- Антикризисные меры принимались в несколько этапов. Первыми мерами стали отсрочка уплаты налогов и сборов для малых и средних предприятий в пострадавших отраслях, перенос платежей по кредитам, государственные гарантии. Представителям МСП были также предложены льготные беспроцентные кредиты на заработную плату.
Сейчас регионы должны активней использовать потенциал региональных гарантийных организаций и государственных микрофинансовых организаций, для того чтобы максимально выдавать поручительства бизнесу, когда бизнес сталкивается с ограничениями, в том числе из-за отсутствия залогов, региональные гарантии — это действительно действенный механизм, за счет которого можно привлечь десятки миллиардов дополнительных средств.
Кроме того, по инициативе Президента были снижены страховые взносы для всех без исключения предприятий малого и среднего бизнеса с 30 до 15%. Оценка высвободившихся средств — 300 млрд рублей.
Правительство определило отрасли экономики, в наибольшей степени пострадавшие от коронавируса, и именно в их адрес была направлена существенная поддержка. Это и налоговые отсрочки, и кредитные каникулы и безвозмездная финансовая помощь на сохранение занятости, и беспроцентные кредиты на неотложные нужды и заработную плату.
Кроме того, на правительственной комиссии мы согласовали перечень системообрзующих предприятий. Предложения по включению в этот перечень подавали профильные ведомства в соответствии с установленными критериями по выручке и численности сотрудников. Для таких компаний предусмотрен ряд мер поддержки, таких как: налоговые послабления, мораторий на банкротство, льготные кредиты под 4 процента.
Мы поддерживаем и крупные системнозначимые, и малые предприятия, которым действительно сложно справиться с текущим падением дохода. Принципиально важным критерием для ряда мер поддержки стало сохранение рабочих мест и платежеспособного спроса. Государство даже пошло на списание кредита и процентов по нему при условии сохранения более 90% рабочих мест, а при сохранении 80% — на списание половины кредита. Поскольку именно социальная составляющая играет ключевую роль. Согласно данному Президентом поручению, новая кредитная программа с участием государства будет запущена с 1 июня.
Избирательность поддержки еще состоит в том, что ее получатели должны быть добросовестными хозяйствующими субъектами. Для системообразующих организаций, например, должен быть проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, выполнена оценка финансовой устойчивости, так называемый (стресс-тест), проверено соответствие предприятия заявленным критериям, а также отсутствие задолженностей по налогам и сборам, обязательным платежам.
Таким образом, меры поддержки направлены на наиболее нуждающихся. Если организация соответствует установленным критериям, она получит помощь от государства. По данным ФНС из 351 тысячи поданных заявлений субъектами малого и среднего предпринимательства 257 тысяч соответствуют установленным критериям, именно им и будет оказана помощь.
Возникающие на практике справедливые вопросы при получении поддержки оперативно решаются. Так, например, ФНС позволила ИП использовать личные счета, для получения субсидии, когда возникли сложности со счетами ИП у некоторых представителей микробизнеса. Первые 44 тысячи индивидуальных предпринимателей уже выплаты на свои счета получили.
Мы настаивали так же на том, чтобы при определении мер господдержки для крупных предприятий отбор осуществлялся по основному виду деятельности в соответствии с ОКВЭД, а для субъектов малого предпринимательства учитывались не только основные, но и дополнительные коды экономической деятельности, поскольку они могут получать основной доход не в той основной отрасли, которую указывали когда-то при регистрации юридического лица, а технически это лишит их возможности претендовать на государственную помощь.
Мы должны понимать, был принят очень большой, беспрецедентный объём антикризисных мер, который дополнялся оперативно исходя из ситуации. Это совсем не рядовая ситуация для всех нас. Президент, Правительство и законодатели среагировали очень быстро. Конечно, не все досконально могло быть учтено сразу, поэтому по ряду решений были дальнейшие доработки. Ну и какое-то время требовалось на то, чтобы оформить все решения должным образом, довести средства до регионов, обеспечить их поступление непосредственным получателям.
Я вхожу в Координационный Совет при Правительстве, работа ведется действительно в режиме «онлайн и нон стоп». Все необходимые акты разрабатываются и принимаются в кротчайшие сроки, на постоянной основе осуществляется мониторинг финансово-экономической ситуации, все принятые меры весьма динамичны и при необходимости быстро корректируются в соответствии с ситуацией, мультипликативный эффект от их совокупности мы сможем оценить через какой -то период,
- В Совет Федерации стекаются данные со всех регионов о состоянии экономики в стране, позволяющие более-менее адекватно оценить масштаб потерь. Насколько быстро, по вашему, отрасли смогут восстановиться с учетом ранее принятых кабмином и только планируемых мер поддержки?
- Не так давно завершился период нерабочих дней, и с 12 мая начался старт поэтапного выхода из режима ограничений. Данный процесс проходит везде по-разному, с учетом региональных особенностей. Но все одинаково заинтересованы в том, чтобы бизнес как можно быстрее вернулся к нормальному ритму работы.
В сложившейся непростой ситуации оказались в наиболее уязвимом положении субъекты МСП, которые были и остаются хребтом нашей экономики.
В числе первоочередных мер были кредитные программы, поддержка занятости, налоговые послабления. Дополнительные меры также коснутся налоговых платежей индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях и социально ориентированных НКО. С них будут списаны налоговые платежи за второй квартал, за исключением налога на добавленную стоимость. Готовятся изменения, которые позволят в полном объёме вернуть самозанятым гражданам налог на доход, уплаченный за прошлый год. Индивидуальным предпринимателям, которые работают самостоятельно, будет предоставлен налоговый вычет по страховым взносам в размере одного МРОТ. На неотложные меры финансовой поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государственных микрофинансовых организаций будет выделено 12 млрд рублей на льготное кредитование.
Президентом поручено также направить дополнительную финансовую помощь регионам на сумму 200 млрд руб. для обеспечения устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов. Мы уже распределили половину этой суммы. Подразумевается, что регионы смогут достаточно гибко использовать эти средства.
Сейчас в активной стадии подготовки находится Общенациональный план действий, разработку которого Правительство по поручению Президента завершит к 1 июня. Он как раз необходим, чтобы в нынешних условиях обеспечить нормализацию деловой жизни, восстановить занятость и доходы населения. Мы направили предложения Совета Федерации в указанный план, подготовленные всеми комитетами в рамках работы по анализу законодательства, требующего неотлагательного принятия, и системных законодательных новаций, необходимость которых выявлена в период пандемии.
Во многом все будет зависеть от продолжительности периода пандемии, базовый сценарий для России предполагает снижение реального ВВП на 4-4,5% в 2020-м и его постепенное восстановление на 2-3% в 2021-м. Пока неизвестно, примут ли карантинные меры повторяющийся характер или будут благополучно полностью сняты. Поэтому прогнозы строить непросто, они могут быть и более позитивными и наоборот. Но что важно, текущий кризис — не экономический по своему происхождению, то есть не вызван перегревом экономики или лопнувшим мыльным пузырем, как предыдущий. Это кризис, естественно спровоцированный ограничительными мерами, которые, разумеется, со временем совсем завершатся, это и будет основным рецептом выхода из кризиса. Появится спрос и экономика оживет. Главная задача государства сохранить покупательскую способность, доходы граждан, не дать разориться малому бизнесу и поддержать ключевые предприятия из пострадавших отраслей сегодня, все это поможет экономике восстановиться с минимальными потерями по завершению пандемии.
Наша задача воспользоваться кризисом как временем возможностей и нарастить эффективность, снизить избыточные расходы и выйти из него с окрепшей современной экономикой.